Временный порядок
финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан
(утв. Федеральным фондом ОМС 19 августа 1993 г. N 03-01)
(в редакции от 20 июля 1994 г.)
24 июля 1996 г.
Письмом Федерального фонда ОМС от 25 июня 2001 г. N 39 настоящий Временный порядок признан утратившим силу с 20 июня 2001 г.
1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" и устанавливает общие принципы финансового взаимодействия органов исполнительной власти, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, субъектов медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования и порядок расходования средств при проведении обязательного медицинского страхования граждан.
2. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляется часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на обязательное медицинское страхование в установленном Верховным Советом Российской Федерации размере.
3. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются:
часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в установленном Верховным Советом Российской Федерации размере;
платежи органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных).
4. Уплата страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. и другими нормативно-методическими документами, утвержденными в установленном порядке.
5. Общий порядок открытия в банках текущих счетов Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования для сбора страховых взносов (платежей) и расходования средств определен совместными указаниями от 4 августа 1993 года Центрального банка Российской Федерации N 159-93, Министерства финансов Российской Федерации N 91, Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВГ-6-15/254, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 1-20.
6. В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения, а также платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Предусмотренные в установленном порядке средства в соответствующих бюджетах органы исполнительной власти направляют:
6.1. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования - платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Перечисление производится ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Уплата платежей в установленных размерах производится перечислением соответствующих сумм со счетов финансовых управлений (отделов) на счета территориальных фондов обязательного медицинского страхования (счета их филиалов).
На основании согласованных тарифов на медицинские и иные услуги и объемов медицинской помощи населению определяется стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования и рассчитывается размер платежа на неработающих граждан, который представляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования на утверждение в установленном порядке.
См. Методику расчета Территориальной Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденную Минздравом РФ и Федеральным фондом ОМС от 16 октября 1998 г. NN 2510/9200-98-39, 4634/41
6.2. Органам управления здравоохранением для выполнения ими задач, определенных в статье 11 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (приложение N 1 к настоящему Временному порядку), а также мероприятий, не вошедших в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
При этом к целевым программам здравоохранения относятся программы, утвержденные в установленном порядке Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Советами Министров (правительствами) республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.
7. Порядок, регулирующий взаимоотношения бюджетов всех уровней внутри субъекта Федерации при перечислении в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (филиалы) платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Федерации самостоятельно.
8. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют финансирование своих филиалов и/или страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 2 к настоящему Временному порядку).
9. Из поступающих на счета филиалов Территориального фонда (или на счет Территориального фонда, если он выполняет функции одного из филиалов) страховых взносов и платежей формируются финансовые средства на следующие цели:
на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам;
на оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным филиалом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования филиалом);
на осуществление текущей деятельности филиала (по нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда).
Остальные средства перечисляются филиалом Территориальному фонду в сроки, установленные последним.
10. Из полученных от страхователей и филиалов средств Территориальный фонд:
осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования;
осуществляет дотирование филиалов с недостаточным объемом собранных средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива;
формирует нормированный страховой запас финансовых средств Территориального фонда;
выделяет средства для осуществления управленческих функций Территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда в процентах к размеру всех собранных средств.
11. Величина нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, устанавливается в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 2 к настоящему Временному порядку).
Согласно письму Федерального фонда ОМС от 27 января 1995 г. N 27-159 величину нормированного страхового запаса финансовых средств на обязательное медицинское страхование рекомендуется устанавливать в размере до месячного запаса средств, необходимых на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования
При недостатке собственных резервных средств для оплаты медицинских услуг застрахованным страховая медицинская организация обращается в Территориальный фонд за субвенцией.
12. В случае выявления нарушений в расходовании средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией Территориальный фонд имеет право приостановить ее финансирование и одновременно обратиться с ходатайством в органы, выдавшие лицензию на обязательное медицинское страхование, о временном приостановлении действия последней.
На период приостановления действия лицензии страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию Территориальный фонд без ухудшения медицинского обслуживания и увеличения объема затрат обеспечивает проведение обязательного медицинского страхования застрахованным ею гражданам своими филиалами или привлекает другие страховые медицинские организации.
13. Медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке, финансируются на основе договоров Территориальным фондом, его филиалами, выполняющими функции страховщика, страховыми медицинскими организациями путем оплаты медицинских услуг по тарифам или по финансовым нормативам (индивидуальным для каждого учреждения или групповым - для однотипных медицинских учреждений).
Применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
13.1. Для стационарных учреждений:
финансирование по смете расходов;
оплата средней стоимости пролеченного больного (в целом по стационару или в среднем по отделениям одного профиля);
за законченный случай лечения на основе клинико-статистических диагностически связанных групп или медико-экономических стандартов.
13.2. Для амбулаторно-поликлинических учреждений:
финансирование по смете расходов;
среднедушевой норматив финансирования;
оплата законченных случаев;
оплата отдельных медицинских услуг;
комбинация указанных выше методов.
При выборе способов оплаты медицинской помощи и методики расчета тарифов на медицинские услуги следует руководствоваться утвержденными Минздравом Российской Федерации "Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги" и другими нормативно-методическими документами Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Минздрава России.
14. Тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию согласовываются Территориальным фондом обязательного медицинского страхования с органами государственного управления субъектов Федерации, профессиональными медицинскими ассоциациями и ассоциациями страховых медицинских организаций.
По согласованным тарифам или финансовым нормативам финансируется вся текущая деятельность медицинских учреждений, за исключением расходов, указанных в приложении N 1 к настоящему Временному порядку.
См. Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные приказом Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16
15. Предельный уровень рентабельности, учитываемый при расчете тарифов на медицинские и иные услуги, определяется соответствующим Территориальным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с соответствующим финансовым органом и органом управления здравоохранением.
16. До включения в систему обязательного медицинского страхования сохраняется действующий порядок финансирования медицинских учреждений федерального уровня. Финансирование этих учреждений может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования при условии передачи финансирования в установленном порядке с федерального на местный уровень.
17. При возникновении страхового случая с застрахованным по обязательному медицинскому страхованию вне территории субъекта Федерации, где он застрахован, медицинские услуги, оказанные в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Федерации, на территории которого произошел страховой случай, оплачиваются страховой медицинской организацией по тарифам, действующим на данной территории.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования по заключенному между ними соглашению и согласованию со страховыми медицинскими организациями могут устанавливать иной порядок оплаты медицинских услуг, оказываемых при возникновении страхового случая на другой территории.
18. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с целью осуществления комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравниванию условий деятельности территориальных фондов при финансировании программ обязательного медицинского страхования, выравниванию объема и качества предоставляемой гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субвенции территориальным фондам; финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов и научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования, мероприятия по международному сотрудничеству и другие мероприятия в соответствии с функциями, определенными Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, включая содержание аппарата управления и хозяйственные нужды фонда; осуществляет в установленном порядке финансово-кредитную деятельность.
См. устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857
19. В соответствии с Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (раздел 3, п. 10), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования, включая согласование планов размещения территориальными фондами обязательного медицинского страхования временных свободных средств нормированного страхового запаса, а также способами оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
20. В случае выявления нарушений в расходовании средств обязательного медицинского страхования Федеральный фонд в соответствии с Положением о Федеральном фонде (раздел 6, п. 7), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", издает нормативные акты и указания, обязательные для исполнения территориальными фондами.
Нормативные акты и указания Федерального фонда обязательного медицинского страхования доводятся до правления и исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования, Совета народных депутатов и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
В случае невыполнения Территориальным фондом нормативных актов и указаний Федерального фонда орган исполнительной власти субъекта Федерации принимает меры по обеспечению их выполнения Территориальным фондом.
21. В 1993 году сохраняется действующий порядок бухгалтерского учета и отчетности учреждений здравоохранения.
Медицинские учреждения, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, представляют также отчетность территориальным фондам и страховым медицинским организациям по формам отчетности документации, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
22. Бухгалтерский учет в страховых медицинских организациях по операциям обязательного медицинского страхования ведется применительно к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденному Приказом Госстрахнадзора Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 02-02/5 и согласованному с Министерством финансов Российской Федерации. Особенности бухгалтерского учета устанавливаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью и Минфином Российской Федерации.
Бухгалтерский учет Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования ведется по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемому Федеральным фондом по согласованию с Минфином Российской Федерации.
23. Изменения и дополнения в настоящий Временный порядок вносятся Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
24. Настоящий Временный порядок утвержден в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 791 "О социально-экономическом положении Российской Федерации и мерах по его стабилизации".
25. Финансирование учреждений здравоохранения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России, находящихся в закрытых административно-территориальных образованиях в местах расположения предприятий и организаций Минатома России, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Передача средств на финансирование обязательного медицинского страхования неработающего населения в бюджеты ЗАТО Минатома России производится в установленном порядке.
Финансовое взаимодействие и расходование средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, проживающих в указанных образованиях, определяется приложением N 3 к настоящему Временному порядку.
Финансирование оказания медицинской помощи населению остальными учреждениями здравоохранения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России, средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования, местных бюджетов субъектов Федерации, на территории которых расположены эти учреждения, и средств обслуживаемых ими предприятий (организаций).
О применении пункта 26 настоящего Временного порядка см. письмо Федерального фонда ОМС от 25 июля 1994 г. N 3.3-1482
26. Условия финансового взаимодействия и расходования средств обязательного медицинского страхования на оказание медицинской помощи железнодорожникам, транспортным строителям, работающим в других отраслях, и неработающему населению, прикрепленным к медицинским учреждениям, подведомственным Министерству путей сообщения Российской Федерации, определяются в соответствии с приложением N 4 к настоящему Временному порядку.
Дополнением, утвержденным Федеральным фондом ОМС 24 июля 1996 г. настоящий Временный порядок дополнен пунктом 27
27. Финансовое взаимодействие и расходование средств медицинскими учреждениями, подведомственными Минздравмедпрому России и РАМН, в системе обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приложением 5 к настоящему Временному порядку.
Утверждаю
Исполнительный директор Федерального фонда |
В.В. Гришин |
Согласовано
Министр здравоохранения Российской Федерации |
Э.А. Нечаев |
Заместитель министра финансов |
И.П. Молчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (Утв. Федеральным фондом ОМС 19 августа 1993 г, N 03-01)
Текст порядка опубликован в газете "Экономика и жизнь" N 42, 43, 47, 1993 г.
Письмом Федерального фонда ОМС от 25 июня 2001 г. N 39 настоящий Временный порядок признан утратившим силу с 20 июня 2001 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнение к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденное Федеральным фондом ОМС 24 июля 1996 г.
Приказ Федерального фонда ОМС от 20 июля 1994 г. N 1-1472
Письмо Федерального фонда ОМС от 23 июня 1994 г. N 1-1312
Приказ Федерального фонда ОМС от 10 июня 1994 г. N 1-1294