Приложение N 2
к постановлению Правительства РФ
от 20 мая 1994 г. N 498
Положение
о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 постановление, утвердившее настоящее Положение, признано утратившим силу
Действие настоящего постановления было приостановлено в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета:
с 1 января по 31 декабря 2002 г. постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630
с 1 января по 31 декабря 2001 г. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 449
с 1 января по 31 декабря 2000 г. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891
с 1 января по 31 декабря 1999 г. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966
с 1 января по 31 декабря 1998 г. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839
1. Настоящее Положение определяет порядок представления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий.
2. В порядке, определенном настоящим Положением, осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.
Далее по тексту под финансированием санационных мероприятий понимается выделение государственных ассигнований в рамках любого из указанных выше направлений.
3. Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;
финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут влечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.
4. Финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление), обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), - с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) - с другой.
5. Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
выполнение требований, установленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498;
наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
В случаях, когда действующим законодательством предусмотрено внесение Федеральным управлением от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предусматривающих оказание государственной финансовой поддержки, Федеральное управление не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хотя бы одного из указанных выше оснований.
6. Для получения ходатайства Федерального управления в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур или согласия Федерального управления на проведение санационных мероприятий во внесудебном порядке орган (органы), намеренные финансировать санационные мероприятия, предоставляют в Федеральное управление:
документы, подтверждающие выполнение требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498;
предварительно согласованный в установленном порядке план финансового оздоровления (бизнес-план);
план-график финансирования санационных мероприятий;
документы, подтверждающие наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
При решении вопроса о внесении ходатайства в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур в отношении предприятия-должника указанные документы должны быть представлены в Федеральное управление не позднее чем за 10 дней до истечения срока подачи соответствующего ходатайства.
7. Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования могут выступать:
Министерство финансов Российской Федерации либо уполномоченный финансовый орган субъекта Российской Федерации, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта Российской Федерации;
федеральный орган (органы) исполнительной власти, орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.
В качестве уполномоченных организаций (агентов) Правительства Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), через которых осуществляется государственное финансирование санационных мероприятий, могут выступать банковские учреждения, инвестиционные компании и фонды, заключившие договор, предусмотренный в пункте 4 настоящего Положения.
8. Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнеспланом).
В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
9. В целях осуществления возложенных на него функций по контролю за целевым использованием средств государственной финансовой поддержки, а также обеспечения возвратности средств, выделяемых в форме государственных кредитов, Федеральное управление вправе назначить аудиторскую проверку деятельности уполномоченных организаций (агентов) в части надлежащего использования выделенных средств с привлечением независимых аудиторских фирм.
В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, невыполнение плана-графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.