Письмо ЦБР от 30 июня 1994 г. N 98
"О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве"
15 февраля, 22 декабря 1995 г., 1 марта 1996 г., 26 декабря 1997 г.
Указанием ЦБР от 15 июня 2001 г. N 978-У настоящее письмо признано утратившим силу
Положением ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П настоящее письмо признано утратившим силу с 1 ноября 2000 г.
Согласно письму Минюста РФ от 27 февраля 2001 г. N 07/1909-ЮД Положению ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П отказано в государственной регистрации
В целях нормализации платежного оборота, сокращения взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций и повышения ответственности хозяйствующих субъектов за состояние платежной дисциплины Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" постановлено следующее.
1. Центральному банку Российской Федерации установить с 1 июля 1994 г. временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета, в соответствии с которым:
а) все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежей в бюджеты всех уровней, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, с расчетных (текущих) счетов юридических лиц производится в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляемые юридическими лицами, производятся в первоочередном порядке;
б) юридические лица могут получать в банке, в котором находится расчетный (текущий) счет, денежные средства на неотложные нужды в размере, не превышающем 5 процентов среднедневных поступлений средств на их расчетные (текущие) счета за предшествующий квартал, в том числе на выплату заработной платы и осуществление приравненных к ней платежей - в размере до 5 минимальных месячных окладов исходя из общей среднесписочной численности работников;
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке России", изложенному в новой редакции, Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов
в) из бюджетов всех уровней перечисляются на соответствующие отдельные бюджетные (текущие) счета предприятий, учреждений, организаций средства, которые расходуются строго по целевому назначению.
2. Для обеспечения своевременности расчетов с бюджетами всех уровней и Пенсионным фондом Российской Федерации, оплаты труда работающих и расчетов за товары и услуги при недостаточности рублевых средств на расчетных (текущих) счетах юридические лица обязаны продавать средства, находящиеся на валютных счетах, и направлять вырученные рубли на расчетные (текущие) счета для осуществления платежей в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации, выплаты заработной платы работающим и приравненных к ней платежей, а также для оплаты товаров и услуг.
При этом установленный настоящим пунктом порядок обязательной продажи валютных средств не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключенным до вступления в силу настоящего Указа, а также оп контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.
3. В целях практического применения прогрессивных форм расчетов и развития вексельного обращения:
а) Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации завершить до 1 августа 1994 года разработку нормативных документов, регулирующих порядок применения предприятиями векселей единого образца при оформлении обязательств за поставленные товары и оказанные услуги. При этом предусмотреть, что использование векселей может осуществляться только юридическими лицами, образованными и действующими в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
б) рекомендовать Центральному банку Российской Федерации до 1 июля 1994 г. разработать порядок переучета векселей единого образца и отражения в банковской отчетности вексельных операций;
в) Министерству юстиции Российской Федерации с участием Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в месячный срок разработать и представить Правительству Российской Федерации проекты законов о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, предусматривающих ускорение процедуры судебного рассмотрения исков о погашении долговых обязательств, оформленных простыми и переводными векселями единого образца и обращения взыскания непогашенной задолженности на активы и имущество предприятий;
г) Министерству юстиции Российской Федерации внести изменения в действующие нормативные документы о порядке совершения нотариальных действий, предусмотрев первоочередное совершение нотариальных действий, связанных с протестом простых и переводных векселей.
4. Считать целесообразным создание Федеральной вексельной палаты как негосударственной организации коммерческих банков, осуществляющей функции третейского суда по спорам, возникающим в связи с обращением векселей.
5. Приступить к выполнению Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 года N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение" в части переоформления ранее образовавшейся просроченной задолженности предприятий на срочные долговые обязательства единого образца после завершения чековой приватизации.
6. Государственному комитету Российской Федерации по статистике, Государственной налоговой службе Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации подготовить необходимые указания по выделению в отчетности просроченной задолженности предприятий и организаций длительностью свыше трех месяцев и по раздельному учету взаимной задолженности предприятий и организаций Российской Федерации, ведению отраслевой отчетности по просроченным платежам в федеральный бюджет и задолженности по расчетам с предприятиями и организациями государств-участников Содружества Независимых Государств.
Центральный банк Российской Федерации обязывает национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, главные управления Банка России краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, коммерческие и кооперативные банки принять к руководству и исполнению Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" и обеспечить его правильное применение.
Исходя из определенного Указом Президента Российской Федерации временного порядка использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета, устанавливается следующее:
I. Очередность платежей с расчетных (текущих) счетов юридических лиц
Письмом ЦБР от 22 декабря 1995 г. N 217 пункт 1.1 настоящего письма изложен в новой редакции
1.1. С 1 июля 1994 года все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, производятся с расчетных (текущих) счетов юридических лиц в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).
Выплаты денежных средств на неотложные нужды, а затем платежи в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются юридическими лицами в первоочередном порядке.
Платежи в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются с учетом календарного поступления документов в банк плательщика.
1.2. Возврат предприятиями, организациями кредитов, полученных от коммерческих банков за счет централизованных и их собственных ресурсов, начисленных процентов по таким кредитам осуществляется в сроки и порядке, предусмотренных кредитными договорами.
1.3. Предприятия и организации в срок до 1 августа 1994 г. могут через банк, в котором открыты их расчетные (текущие) счета, предъявить в банк плательщика расчетные документы - платежные поручения, платежные требования - поручения, платежные требования, если эта форма расчетов предусмотрена в договорах между поставщиками и покупателями и их банками, по ранее отгруженным (отпущенным) материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам и другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками.
1.4. Порядок расчетов, изложенный в пункте 1.3., может применяться по отгрузкам материальных ценностей, выполненным работам и услугам, произведенным и после 1 июля 1994 г.
1.5. Возврат задолженности, образовавшейся в связи с перечислением средств поручениями плательщиков в виде предварительной оплаты товаров, работ и услуг, по которым поставщиками (исполнителями работ и услуг) не произведена отгрузка товаров, не выполнены работы и услуги, должен производиться платежными поручениями поставщиков (исполнителей работ и услуг).
Указанием ЦБР от 26 декабря 1997 г. N 105-У в пункт 1.6 настоящего письма внесены изменения
1.6. Поступившие в банк плательщика платежные требования-поручения, платежные требования оплачиваются покупателями только в порядке предварительного акцепта. В связи с этим указанные расчетные документы помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" (картотека N 1) до момента получения акцепта плательщика. Срок акцепта - 3 рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов.
Плательщик вправе отказаться от акцента платежных требований по мотивам, предусмотренным в договорах с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа (форма заявления об отказе от акцепта прилагается).
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате плательщиками.
При расчетах платежными требованиями-поручениями согласие плательщика оплатить оформляется подписями лиц, уполномоченных распоряжаться расчетным (текущим) счетом и оттиском печати на соответствующих экземплярах.
Требование-поручение составляется поставщиком в четырех экземплярах, один из которых остается в банке плательщика и помещается в картотеку N 1 для контроля.
В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежным требованиям-поручениям в течение трех рабочих дней последние возвращаются банку поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован.
1.7. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений, платежных требований несут плательщики.
Споров по существу отказов от акцепта банки не рассматривают. Все возникающие разногласия должны решаться в претензионно-исковом порядке.
Указанием ЦБР от 26 декабря 1997 г. N 105-У в пункт 1.8 настоящего письма внесены изменения
1.8. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платежные требования-поручения, платежные требования, платежные поручения, выписанные в порядке, изложенном в п. 1.5., помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата должна производиться по мере поступления средств в соответствии с настоящими указаниями.
1.9. При приеме от предприятий и организаций расчетных документов и помещении их в картотеку банки обязаны проверять наличие всех реквизитов и идентичность из заполнения во всех экземплярах. Ответственность за невыполнение указанного требования несут банки, принявшие расчетные документы к пересылке и оплате.
1.10. Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, (текущие) бюджетные счета открываются согласно подразделениям "Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации 14.08.92 г. N 71.
Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств бюджетов других уровней, зачисление поступающих денежных средств на оплату труда и другие социальные выплаты осуществляется через отдельные текущие лицевые счета по учету бюджетных средств, открываемых предприятиям, учреждениям, организациям в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями.
Расходование указанных средств осуществляется предприятиями и организациями строго по целевому назначению.
Письмом ЦБР от 22 декабря 1995 г. N 217 настоящее письмо дополнено пунктом 1.11
1.11. Первоочередной порядок платежей с расчетных (текущих) счетов юридических лиц не распространяется на взыскание с плательщиков штрафных и иных санкций в пользу внебюджетных фондов (за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации) по результатам контрольной работы.
II. Порядок получения денежных средств на неотложные нужды
См. текст раздела II
Председатель Центрального банка |
В.В. Геращенко |
30.06.94 г.
N 98
___________________________ ____________________________
(наименование предприятия) (наименование банка)
Заявление
Прошу оставлять на расчетном (текущем) счете
N _________ средства на неотложные нужды исходя
из следующего расчета:
1. Поступило средств на расчетный (текущий) счет за реализованную продукцию (выполнение работы, услуги) за _______ квартал 199___ года (тыс. руб.)
2. Налог на добавленную стоимость (тыс. руб.)
3. Итого поступило средств для расчета неотложных нужд (стр. 1- стр. 2) (тыс. руб.)
4. Количество рабочих дней за _______ квартал 199___ года
5. Среднедневное поступление средств (стр. 3: на стр. 4) (тыс. руб.)
6. Минимальная зарплата одного работника, установленная законодательством (в руб.)
7. Среднесписочная численность работающих (чел.)
8. Фонд 5 минимальных окладов заработной платы работающих (стр. 6 х на стр. 7 х на 5) (тыс. руб.)
9. Периодичность оставления на расчетном (текущем) счете средств на неотложные нужды (ежедневно, через день, раз в неделю и т.д.)
За недостоверность указанных данных по расчету средств на неотложные нужды несем ответственность согласно Законодательству Российской Федерации.
Руководитель предприятия, организации
М.П.
Главный бухгалтер
(предоставляется в бухгалтерию банка)
Расчет
банка, филиала, управления
1. Среднедневное поступление средств на счет (стр. 5 справки)
-------------------------------------------------------------------------
2. Причитается средств на неотложные нужды (5 % от строки 1)
-------------------------------------------------------------------------
3. В том числе на оплату труда (строка 8 справки)
-------------------------------------------------------------------------
Экономист (бухгалтер),
ведущий счет клиента
_____________________
Расчет проверил
Начальник отдела
(его заместитель)
_____________________
_______________________________ ______________________________
(наименование предприятия) (наименование банка)
Заявление
об отказе от акцепта
"____" _____________ 199___ г.
Заявляем об отказе от акцепта платежного требования N ________
от ___________ 199___ года, поступившего в банк "___"__________199__ года
на сумму рублей
_________________________________________________________________________
(цифрами)
_________________________________________________________________________
(прописью)
поставщик________________________________________________________________
(наименование и адрес поставщика)
счет N _____ в банке ____________________________________________________
(наименование банка поставщика)
корреспондентский счет банка N _________ МФО N________ город_____________
Мотивы отказа: нарушен п._______ договора N________ от _________199___ г.
_________________________________________________________________________
(указать характер нарушения)
Руководитель организации, предприятия
М.П.
Главный бухгалтер
(представляется в 3 экземплярах)
Принять отказ от акцепта разрешается
"____"_____________199___г.
____________________________________
(подпись работника банка, на которого
возложено принятие отказа от акцепта)
Списано с внебалансового счета N 9927
"___"______________199___г.
____________________________________
(подпись бухгалтера банка)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 30 июня 1994 г. N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве"
Текст письма опубликован в "Финансовой газете", 1994 г., N 28, в "Вестнике Банка России" от 5 июля 1994 г. N 16
Указанием ЦБР от 15 июня 2001 г. N 978-У настоящее письмо признано утратившим силу
Положением ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П настоящее письмо признано утратившим силу с 1 ноября 2000 г.
Согласно письму Минюста РФ от 27 февраля 2001 г. N 07/1909-ЮД Положению ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П отказано в государственной регистрации
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание ЦБР от 26 декабря 1997 г. N 105-У
Изменения вступают в силу с 1 января 1998 г.
Письмо ЦБР от 1 марта 1996 г. N 245
Письмо ЦБР от 22 декабря 1995 г. N 217
Письмо ЦБР от 15 февраля 1995 г. N 143