Временное положение
о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов
(утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов
при Минтруде РФ 15 декабря 1994 г.)
См. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
Настоящее Положение определяет порядок регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов в Инспекции негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 и Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266.
1. Общие положения
1.1. Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в Инспекции негосударственных пенсионных фондов (далее - Инспекция) и органах исполнительной власти субъектов Федерации.
Подтверждением его права на проведение соответствующих операций служит лицензия Инспекции на совершение этих операций.
1.2. Регистрация уставов фондов в Инспекции осуществляется в порядке единого разрешительного процесса их деятельности.
Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов фонды регистрируют свои уставы в Инспекции с последующей их регистрацией в соответствующих органах исполнительной власти.
После регистрации уставов фонды представляют необходимые документы в Инспекцию для получения лицензии на осуществление ими соответствующих видов деятельности.
1.3. Требования настоящего Положения обязательны для выполнения всеми существующими и вновь создаваемыми фондами.
II. Основания для регистрации негосударственных пенсионных фондов
2.1. Для регистрации фонда учредители представляют в Инспекцию, но не позднее, чем через два месяца после проведенного учредительного собрания, следующие документы:
удостоверенное печатью одного из учредителей заявление о регистрации устава фонда, подписанное Председателем Совета фонда;
удостоверенный печатью одного из учредителей Устав фонда, утвержденный в установленном порядке (в семи экземплярах);
Учредительный договор, утвержденный (подписанный) в установленном порядке и заверенный печатями учредителей;
удостоверенный печатью одного из учредителей протокол собрания учредителей, подписанный учредителями и заверенный их печатями;
справка об учредителях фонда, подписанная Председателем Совета фонда;
данные о руководителях фонда, подписанные Председателем Совета фонда.
2.2. Стандартные формы обязательных документов, представляемых для регистрации уставов фондов, разрабатываются и утверждаются Инспекцией.
2.3. Заявление о регистрации Устава фонда предусматривает:
полное и сокращенное наименование фонда с указанием его организационно-правовой формы;
юридический и фактический почтовый адрес фонда;
номера телефонов и факса.
К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 2.1.
2.4. Устав фонда должен предусматривать:
его полное и сокращенное наименование, включающее слово "фонд";
юридический и фактический почтовый адрес;
цель и предмет его деятельности;
уставный фонд и средства фонда;
порядок размещения и использования его активов;
права и обязанности вкладчиков и участников фонда;
обязательства и ответственность фонда перед его вкладчиками и участниками;
органы управления фондом, порядок их формирования и компетенция, указания о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
учет и отчетность;
порядок реорганизации и ликвидации фонда.
Обязательными требованиями к Уставу фонда являются следующие положения:
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение их активов осуществляют специализированные компании по управлению активами фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании соответствующих договоров;
деятельность в качестве фонда преследует социальные цели и представляет собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного инвестиционного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда в соответствии с условиями договоров;
порядок и условия пенсионного обеспечения, осуществляемого фондами, определяются правилами фондов;
взносы вкладчиков и участников фондов вносятся в денежной форме;
учреждение фонда на правах юридического лица с именными счетами граждан может быть осуществлено предприятиями, учреждениями, организациями, банками, коллективами граждан, общественными объединениями;
имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда;
фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения;
фонд несет полную имущественную ответственность по обязательствам перед вкладчиками и участниками фонда;
в целях оперативного и эффективного управления деятельностью фонда предусматривается создание Совета фонда в составе полномочных представителей его учредителей, вкладчиков, участников и исполнительных органов;
решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Рекомендуемый минимальный размер уставного фонда не должен быть меньше 5 тысяч установленного минимального размера оплаты труда.
2.5. Учредительный договор определяет:
предмет и содержание соглашения договаривающихся сторон, являющихся учредителями фонда;
организационно-правовую форму фонда, его юридический адрес;
цели и предмет деятельности создаваемого фонда;
порядок формирования уставного фонда;
права и обязанности учредителей;
особые условия деятельности фонда.
2.6. Протокол собрания учредителей фонда предусматривает:
утверждение основных учредительных документов (Устава и Учредительного договора);
определение руководящих органов фонда и избрание его руководителей;
назначение руководителей исполнительного органа фонда.
2.7. В справке об учредителях фонда должны найти отражение следующие вопросы:
полное наименование учредителей с указанием их организационно-правовой формы;
их почтовые адреса и телефоны;
размер вносимых в уставный фонд средств.
2.8. В составе данных о руководителях фонда приводятся:
их гражданство, дата и место рождения;
место постоянного жительства (прописки);
специальность по образованию (какое учебное заведение и по какой специальности закончил, в каком году);
перечень занимаемых должностей в последние пять лет;
сведения о судимости.
2.9. В соответствии с Положением об Инспекции она имеет право запрашивать и получать от фондов дополнительные документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения разрешительных функций.
III. Порядок регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов
3.1. Представленные в Инспекцию документы, приведенные в разделе II, являются основанием для рассмотрения вопроса о регистрации Устава фонда.
В случае непредставления какого-либо из них вопрос о регистрации Устава фонда Инспекцией не рассматривается, а представленные документы возвращаются ему на доработку.
3.2. В случае принятия документов на рассмотрение заявителю выдается справка, заверенная соответствующим штампом и подписью ответственного лица Инспекции, с перечислением принятых на рассмотрение документов.
Одновременно осуществляется их регистрация в Журнале учета поступивших документов.
3.3. Принятие для рассмотрения вопроса о регистрации Устава фонда документы в месячный срок подлежат оценке и изучению в Отделе лицензирования и ведения реестра (с привлечением специалистов других подразделений) Инспекции с учетом настоящих требований.
Материалы рассматриваются, как правило, без вызова представителей фонда.
В результате проведенной работы подготавливается соответствующее заключение с предложением о регистрации (отклонении) Устава фонда и проектом решения Инспекции по этому вопросу.
3.4. Указанное в п. 3.3. заключение рассматривает Комиссия по принятию решений, связанных с регистрацией уставов негосударственных пенсионных фондов, и принимает окончательное решение.
3.5. В случае принятия решения о регистрации Устава фонда:
на титульном листе первого экземпляра Устава ставится штамп "Зарегистрировано" с соответствующей подписью руководителей Инспекции;
на титульных листах шести оставшихся экземпляров Устава ставится штамп "Копия верна" с соответствующей подписью ответственного работника Инспекции;
первый экземпляр и еще пять экземпляров Устава возвращаются заявителем, один экземпляр остается в специальном деле Инспекции с соответствующей отметкой в Журнале учета поступивших документов;
оформляются два экземпляра подготовленных в установленном порядке решения Инспекции о регистрации Устава фонда, один из которых передается одновременно со Свидетельством о регистрации устава заявителю, а второй остается в специальном деле Инспекции совместно с заверенной копией Устава;
в целях учета зарегистрированных уставов фондов Инспекцией осуществляется ведение Реестра этих уставов.
3.6. Основаниями для отказа в регистрации Устава фонда могут быть:
несоответствие учредительных и других необходимых документов требованиям законодательства или настоящего Положения;
недостоверность представленной в документах информации;
недееспособность или неправомерность хотя бы одного из учредителей;
наличие в Реестре другой организации с аналогичным наименованием.
В случае отказа в регистрации Инспекция высылает заявителю мотивированный отказ в письменной форме с возвращением представленных им документов и отметкой в Журнале учета поступивших документов.
Одновременно ведется учет фондов, которым отказано в регистрации их уставов, с копиями мотивированных отказов, направленных заявителям.
3.7. В названии фондов наименования "Россия", "Российская Федерация", "Москва" и производные от них, "благотворительный" и другие термины, защищенные законодательством, могут использоваться только в порядке, предусмотренном законодательством.
3.8. В случае внесения изменений в учредительные документы или законодательного изменения порядка и условий регистрации уставов фонд в месячный срок представляет в Инспекцию документы на перерегистрацию устава.
Перерегистрация производится в том же порядке, что и регистрация, по заявлению уполномоченных лиц, к которому прилагаются новые документы взамен устаревших или отмененных.
3.9. Негосударственные пенсионные фонды имеют право обжаловать действие инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ 15 декабря 1994 г.)
Текст положения опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1995, N 2
Указанием Банка России от 26 декабря 2019 г. N 5378-У настоящий документ признан не подлежащим применению с 6 января 2020 г.