Закон СССР от 11 марта 1991 г.
"О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров"
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон признан не действующим на территории Российской Федерации по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
О рассмотрении индивидуальных трудовых споров см. Трудовой кодекс РФ
См. постановление ВС СССР от 11 марта 1991 г. О введении в действие Закона СССР "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров" и Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде"
В целях расширения судебной защиты трудовых прав граждан и ликвидации перечней категорий работников, трудовые споры которых рассматриваются в порядке подчиненности, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
I. Общие положения
Статья 1. Настоящий Закон регулирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, возникающих между лицами, работающими по трудовому договору (контракту, соглашению), и администрацией предприятия, учреждения, организации (подразделения) по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также установления работнику новых или изменения существующих условий труда. Под администрацией предприятия, учреждения, организации (подразделения) в настоящем Законе понимается орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, учреждением, организацией (подразделением) независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования (руководитель и его заместители, совет предприятия, правление или другие органы, которым делегированы права по управлению предприятием, учреждением, организацией (подразделением).
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению избравших их органов.
Особенности рассмотрения трудовых споров судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются законодательными актами Союза ССР.
Статья 2. Трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, организаций (подразделеий). Под профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, организаций (подразделений) в настоящем Законе понимаются органы профсоюзных организаций предприятий, учреждений, организаций (подразделений);
3) районными (городскими) народными судами.
Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным вопросам рассматриваются вышестоящими органами (часть третья статьи 1, статьи 28 - 35 настоящего Закона).
Трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией предприятия, учреждения, организации и соответствующим профсоюзным комитетом в пределах предоставленных им прав.
II. Организация и порядок работы комиссии по трудовым спорам
Статья 3. Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации (подразделения) с числом работающих не менее 15 человек.
Избранными в состав комиссии считаются лица, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).
Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретарей комиссии.
Статья 4. По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.
В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Статья 5. Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым настоящим Законом и другими законодательными актами установлен иной порядок из рассмотрения.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией предприятия, учреждения, организации (подразделения).
Статья 6. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации.
Статья 7. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, представителей администрации.
Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.
При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.
Статья 8. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей избранных в ее состав членов.
Согласно Трудовому кодексу РФ заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя
Заинтересованный работник и администрация имеют право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии.
Статья 9. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседение свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов и других общественных организаций. По требованию комиссии администрация предприятия, учреждения, организации (подразделения) обязана представлять необходимые расчеты и документы.
Статья 10. Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В решении указываются: наименование предприятия, учреждения, организации (подразделения), фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию, дата рассмотрения спора, существо спора; фамилии членов комиссии, представителей администрации и профсоюзного комитета, присутствовавших на заседании; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.
Копии решения комиссии в трехдневный срок вручаются работнику и администрации предприятия, учреждения, организации (подразделения).
Статья 11. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией по их выбору либо в профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации (подразделений), за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1, пунктом 3 статьи 21 и статьей 22 настоящего Закона, либо непосредственно в народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием к отказу в приеме заявления. Признав причины пропуска срока уважительными, профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации (подразделения), а также народный суд могут восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.
При обращении одной из сторон спора, не согласной с решением комиссии по трудовым спорам, в профсоюзный комитет, а другой стороны - в суд разрешается судом.
Статья 12. Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации, имеет печать установленного образца.
Статья 13. Организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам (предоставление оборудованного помещения, машинописной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т.д.) осуществляется администрацией предприятия, учреждения, организации (подразделения).
V. Рассмотрение трудовых споров
в районных (городских) народных судах
Статья 21. В районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры:
1) по заявлению работника, администрации или профессионального союза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
2) по заявлению работника или администрации, когда они не согласны с постановлением профсоюзного комитета;
3) по заявлению работника или администрации при их несогласии с решением комиссии по трудовым спорам, если на предприятии, в учреждении, организации (подразделении) имеется несколько профессиональных союзов;
4) по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам или постановление профсоюзного комитета противоречит законодательству.
Статья 22. Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;
2) работников о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, указанных в частях второй и третьей статьи 1 и в части второй статьи 2 настоящего Закона;
3) администрации о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;
4) работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:
лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор.
Статья 23. Заявление о разрешении трудового спора подается непосредственно в районный (городской) народный суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Статья 24. Работники при обращении в районный (городской) народный суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства.
VI. Вынесение и исполнение решений по спорам
об увольнении и переводе на другую работу
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. N 1-П признано не соответствующим Конституции РФ обыкновение правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на полное возмещение ущерба, причиненного вынужденным прогулом при незаконном увольнении, определенным сроком оплаты, сложившееся в результате применения части второй статьи 25 настоящего Закона
Статья 25. В случае увольнения без законного основания либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.
При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год.
В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей действующему законодательству орган, рассматривающий трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину увольнения в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую стать (пункт) Закона. Если неправильная или не соответствующая действующему законодательству формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на новую работу, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула, но не более чем за один год.
Статья 26. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению.
При задержке администрацией предприятия, учреждения, организации исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника суд, принявший решение о восстановлении работника на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за время задержки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. признано не соответствующим Конституции Российской Федерации обыкновение правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на полное возмещение ущерба, причиненного вынужденным прогулом при незаконном увольнении, определенным сроком оплаты, сложившееся в результате применения статьи 27 настоящего Закона
Статья 27. При рассмотрении трудовых споров о денежных требованиях, кроме требований о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (статьи 25 и 34 настоящего Закона), орган, рассматривающий спор, имеет право вынести решение о выплате работнику причитающихся сумм не более чем за три года.
VII. Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органами
Согласно Определению СК Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" трудовые споры подведомственны также Верховному Суду РФ по первой инстанции
Статья 28. Вышестоящими органами государственной власти и управления рассматриваются трудовые споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления Союза ССР, республик, по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.
Статья 29. Заявление подается работником в трехмесячный срок в вышестоящий орган государственной власти и управления, правомочный принять решение по спору, а по вопросу увольнения - в месячный срок со дня вручения ему копии постановления, приказа (распоряжения) о применении взыскания либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам установленного срока вышестоящий орган может восстановить срок и рассмотреть трудовой спор по существу.
Статья 30. Вышестоящий орган обязан рассмотреть трудовой спор в месячный срок со дня поступления заявления. Спор разрешается в присутствии работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению или если он не явился без уважительных причин по вторичному вызову.
Орган, рассматривающий спор, вправе пригласить представителя органа государственной власти или управления, принявшего оспариваемое решение, а также представителя профессионального союза и других общественных организаций.
Статья 31. Решение вышестоящего органа по трудовому спору должно быть основано на законодательстве и мотивировано.
Статья 32. В случае увольнения работника или применения к нему дисциплинарного взыскания без законного основания вышестоящий орган принимает решение об отмене постановления, приказа (распоряжения).
Статья 33. Копии решения вышестоящего органа в трехдневный срок после рассмотрения спора по существу направляются или вручаются заинтересованному работнику, а также органу, действия которого были обжалованы.
При рассмотрении трудового спора о дисциплинарном взыскании вышестоящий орган не вправе применить к работнику более строгую меру дисциплинарного взыскания, но может заменить примененную меру дисциплинарного взыскания на более мягкую с учетом конкретных обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующей работы и поведения работника.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. признано не соответствующим Конституции Российской Федерации обыкновение правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на полное возмещение ущерба, причиненного вынужденным прогулом при незаконном увольнении, определенным сроком оплаты, сложившееся в результате применения статьи 34 настоящего Закона
Статья 34. В случае восстановления работника на прежней работе по решению вышестоящего органа производится оплата за время вынужденного прогула со дня увольнения или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год.
Статья 35. Решение вышестоящего органа о восстановлении в прежней должности незаконно уволенного работника, а также о выплате ему заработной платы за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в соответствии с действующим законодательством подлежит немедленному исполнению.
При задержке исполнения соответствующего решения вышестоящего органа решение о выплате среднего заработка или разницы в заработке за время задержки принимает этот орган.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик |
М.Горбачев |
Москва, Кремль. 11 марта 1991 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон регулирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, возникающих между лицами, работающими по трудовому договору (контракту, соглашению), и администрацией предприятия, учреждения, организации (подразделения) по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также установления работнику новых или изменения существующих условий труда. Под администрацией понимается орган, на который возложены функции оперативного управления (руководитель и его заместители, совет предприятия, правление или др.).
Установленный порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению избравших их органов.
Особенности рассмотрения трудовых споров судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются законодательными актами СССР.
Определены субъекты рассмотрения споров: комиссии по трудовым спорам; профсоюзные комитеты предприятий, учреждений, организаций (подразделений); районные (городские) народные суды.
Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным вопросам рассматриваются вышестоящими органами. Споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией предприятия, учреждения, организации и соответствующим профсоюзным комитетом в пределах предоставленных им прав.
Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров (за исключением споров, по которым Законом и другими законодательными актами установлен иной порядок рассмотрения). Она избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации (подразделения) с числом работающих не менее 15 человек. Работник может обратиться в комиссию в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Спор рассматривается в 10-дневный срок. Закреплен порядок рассмотрения споров иными субъектами. Закон содержит положения об исполнении решений по трудовым спорам.
Закон СССР от 11 марта 1991 г. "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров"
Настоящий Закон введен в действие с 1 июля 1991 г.
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР от 22 мая 1991 г., N 21, ст. 593
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон признан не действующим на территории Российской Федерации по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона