Высший арбитражный суд Российской Федерации на совещаниях по судебно-арбитражной практике обсудил ряд вопросов, возникших при рассмотрении экономических споров, споров в сфере управления, а также при подготовке ответов на отдельные запросы арбитражных судов.
По результатам обсуждения поставленных вопросов были приняты соответствующие рекомендации, которые доводятся до сведения арбитражных судов.
1. О применении ответственности, предусмотренной постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 N 2837-1.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние" с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа поставщикам в размере 0,5 процента в день, если договором на поставку между поставщиком и покупателем не установлен иной размер ответственности. Этим же постановлением предусмотрено, что за задержку зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с данного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.
В пункте 2 статьи 79 Основ гражданского законодательства указано, что к договору поставки применяются правила о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
Следовательно, если должник, заключивший с кредитором договор поставки или купли-продажи продукции (товаров) для предпринимательской деятельности, перечислил кредитору сумму, а по вине банка эта сумма была зачислена на счет кредитора несвоевременно, получатель средств вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд с иском о взыскании с виновного банка пени за задержку зачисления платежа. Указанная пеня взыскивается с виновного банка (государственного или коммерческого) в пользу предприятия-поставщика, основанного как на государственной, так и иной форме собственности, независимо от того, имелись ли у него с этим банком договорные отношения.
Ответственность, установленная первым абзацем пункта 8 упомянутого постановления, подлежит применению в том случае, если между предприятиями, организациями, гражданами-предпринимателями заключен договор поставки или купли продажи продукции (товаров) для предпринимательской деятельности.
Предусмотренная пунктом 8 постановления от 25.05.92 N 2837-1 ответственность за просрочку платежа и за задержку зачисления сумм на счета клиентов не может быть применена по другим договорам (оказание услуг, подряда и т. д.)
2. О действии договора субаренды при расторжении сторонами договора аренды и о применении статьи 13 Основ законодательства об аренде в случае расторжения договора субаренды.
Согласно Федеральному закону от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ Основы законодательства об аренде не применяются на территории Российской Федерации с 1 марта 1996 г. Об аренде см. Гражданский кодекс Российской Федерации
Основы законодательства об аренде регулируют отношения арендодателя и арендатора как по договору аренды, так и по договору субаренды. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Основ арендатор с согласия арендодателя вправе сдать в субаренду полученное по договору имущество, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Поэтому, если договор субаренды был заключен с согласия арендодателя, он может быть расторгнут в случаях, указанных в пункте 1 статьи 13 Основ законодательства об аренде.
Расторжение договора аренды по соглашению сторон не влечет за собой прекращения договора субаренды.
Автоматическое прекращение договора субаренды может иметь место только в случаях, когда в этом договоре прямо оговорено, что он действует в пределах срока либо при условии действия договора аренды.
При отсутствии таких условий в договоре субаренды он может быть расторгнут по соглашению арендодателя по договору аренды и арендатора по договору субаренды, либо по требованию одной из сторон по решению арбитражного суда в случаях нарушения другой стороной условий договора субаренды.
Арендодатель по договору субаренды не вправе ставить вопрос о расторжении этого договора, поскольку после расторжения договора аренды он не является стороной по договору субаренды.
До расторжения договора субаренды законный владелец имущества не может сдавать это имущество третьему лицу и заключать с ним договор аренды.
Если же арендодатель, не расторгнув в установленном порядке договор субаренды, заключил договор аренды с третьей организацией, которая предъявляет к субарендатору требование о передаче ей имущества или освобождении помещения, такое требование не подлежит удовлетворению, так как этот договор аренды заключен с нарушением законодательства и согласно статье 48 ГК РСФСР является недействительным.
В настоящее время при рассмотрении сделок, не соответствующих закону, следует руководствоваться новым Гражданским кодексом (частью первой) от 30 ноября 1994 г.
3. О подведомственности арбитражному суду споров о признании недействительными актов Правительства Российской Федерации и Советов Министров республик в составе Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об арбитражном суде" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, и, в частности, о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей.
Согласно Закону Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" Совет Министров - Правительство Российской Федерации является высшим органом государственного управления, возглавляющим систему органов государственного управления и обеспечивающим их согласованную деятельность.
В настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
В Законе "Об арбитражном суде" и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации нет указаний об исключении из компетенции арбитражного суда споров о признании недействительными актов, изданных Советом Министров Российской Федерации или Советами Министров республик в составе Российской Федерации.
Осуществляя возложенные на них задачи, высшие органы управления издают акты на основе и во исполнение законов. Если акты этих органов управления не соответствуют законодательству и нарушают охраняемые законом права и интересы предприятий и граждан-предпринимателей, последние должны иметь право обжаловать такие акты в суде. Это право базируется на конституционном принципе разделения властей, в соответствии с которым действие исполнительной власти подлежит судебному контролю, а предприятиям и гражданам-предпринимателям гарантируется судебная защита их прав.
Следовательно, арбитражным судам подведомственны споры о признании недействительными актов, изданных Правительством Российской Федерации или Советами Министров республик в составе Российской Федерации, если такие акты адресованы конкретным лицам или группе лиц и, по мнению предприятий и граждан-предпринимателей, обращающихся за судебной защитой, не соответствуют законодательству и нарушают охраняемые законом права и интересы этих лиц. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности сторон до передачи на разрешение арбитражного суда заявления о признании недействительным акта государственного и иного органа принимать меры по непосредственному урегулированию спора.
С заявлениями о признании недействительными постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации организации и граждане-предприниматели вправе обращаться в Высший арбитражный суд Российской Федерации независимо от того, ставили ли они вопрос перед Президентом Российской Федерации об отмене этих постановлений и распоряжений, как противоречащих законам Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что споры по заявлениям организаций и граждан-предпринимателей о признании неконституционными нормативных актов Совета Министров Российской Федерации или Советов Министров республик в составе Российской Федерации арбитражному суду неподведомственны, поскольку решение этого вопроса входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Высшего арбитражного
суда Российской Федерации |
В. Ф. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1993 г. N С-13/ОП-98 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"
Текст письма официально опубликован не был