Соглашение
о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств
от 6 июля 1992 г.
13 сентября 2017 г.
См. статус настоящего Соглашения
Государства-участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшемгосударства-участники,
в целях установления статуса Экономического Суда Содружества Независимых Государств, образованного согласно статье 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых государств от 15 мая 1992 года,
согласились о нижеследующем:
Совершено в городе Москве 6 июля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русcком языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику |
|
За Российскую Федерацию |
/ подпись / |
За Республику Армения |
/ подпись / |
За Республику Таджикистан |
/ подпись / |
За Республику Беларусь |
/ подпись / |
За Туркменистан |
|
За Республику Казахстан |
/ подпись / |
За Республику Узбекистан |
/ подпись / |
За Кыргызскую Республику |
/ подпись / |
За Украину |
|
За Республику Молдова За исключением абз. 3 пункта 3 Положения и с учетом передачи споров по согласию государств. |
/ подпись / |
Положение
об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств
(утв. Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 г.)
13 сентября 2017 г.
1. Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
2. Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда определяются межгосударственными соглашениями и настоящим Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества.
3. К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
О толковании части 2 пункта 3 настоящего Положения см. решение Экономического Суда СНГ от 11 ноября 1997 г. N С-1/1-97
возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов;
о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.
Соглашениями государств - участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.
Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.
4. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством - участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.
Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.
5. Экономический Суд осуществляет толкование:
применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;
актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
6. Исключен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
Пункт 7 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
7. Реестр судей Экономического Суда формируется из числа лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области международного права, соответствующих требованиям, как правило, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности или руководящие должности государственной службы в области права.
Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) в реестр судей Экономического Суда в порядке, предусмотренном в государствах-участниках, сроком на десять лет. Соответствующее уведомление об избрании (назначении) судей направляется государством-участником в Экономический Суд для включения в реестр судей.
Полномочия судьи Экономического Суда прекращаются по следующим основаниям:
прекращение деятельности Экономического Суда;
истечение срока полномочий судьи;
письменное заявление судьи о прекращении его полномочий;
утрата судьей гражданства государства-участника, которым представлен судья;
занятие деятельностью, несовместимой с полномочиями судьи;
неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
совершение судьей серьезного проступка, несовместимого с высоким статусом судьи;
вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо признании безвестно отсутствующим.
Инициатива о прекращении полномочий судьи Экономического Суда может исходить от государства-участника, назначившего судью, Экономического Суда или самого судьи. Решение о прекращении полномочий судьи Экономического Суда принимает государство-участник, назначившее судью.
На судей Экономического Суда по истечении и прекращении их полномочий, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым, восьмым и девятым части третьей настоящего пункта, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников.
Пункт 8 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
8. Судьи Экономического Суда во время осуществления своих полномочий по рассмотрению дел, а также при выполнении полномочий Председателя Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных и международных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также отдельных лиц.
Во время осуществления своих полномочий Председатель Экономического Суда, судьи Экономического Суда пользуются иммунитетом от юрисдикции государств - участников, а именно:
а) не подлежат уголовной, гражданской и административной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве судей Экономического Суда;
б) освобождаются от налогообложения заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых Экономическим Судом;
в) освобождаются от ограничений по иммиграции, от регистрации в качестве иностранцев и государственной служебной повинности в государстве, в котором они временно пребывают при исполнении своих обязанностей в качестве судей Экономического Суда;
г) пользуются такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов, в государстве, в котором они временно пребывают при исполнении своих обязанностей в качестве судей Экономического Суда.
Действие подпункта "б)" не распространяется на Председателя Экономического Суда и судей, являющихся гражданами государства пребывания Экономического Суда.
Действие подпункта "г)" не распространяется на Председателя Экономического Суда и судей, являющихся гражданами государства пребывания Экономического Суда или постоянно в нем проживающих.
Положение дополнено пунктом 8.1 с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
8.1. Председатель Экономического Суда и его заместитель избираются большинством голосов членов Пленума в соответствии с Регламентом Пленума сроком на два года из числа судей, включенных в реестр судей Экономического Суда.
Положение дополнено пунктом 8.2 с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
8.2. Для рассмотрения спора по заявлению заинтересованного государства Председателем Экономического Суда формируется палата, состоящая из трех судей. Каждая сторона спора назначает в палату по одному судье из реестра судей. Третьего судью палаты, выполняющего функции председательствующего в палате, назначает Председатель Экономического Суда или выполняет эти функции самостоятельно.
В случае если сторона спора не назначает судью палаты в течение 30 дней с даты поступления заявления в Экономический Суд, назначение осуществляет Председатель Экономического Суда. В палату по рассмотрению спора не может входить более одного судьи, имеющего гражданство государства - стороны спора.
Полный состав Экономического Суда рассматривает жалобы на решения палат Экономического Суда по вновь открывшимся обстоятельствам, по вопросам правовой квалификации выносимых решений в порядке, установленном Регламентом Экономического Суда. Полный состав Экономического Суда назначается Председателем Экономического Суда из судей, входящих в реестр судей Экономического Суда, по одному от каждого государства-участника. Государство-участник, судья которого избран Председателем Экономического Суда, представляется в полном составе Экономического Суда только Председателем.
Для рассмотрения запросов о толковании Председателем Экономического Суда формируется палата судей, состоящая из трех судей. Судьи для рассмотрения запросов о толковании назначаются в палату Председателем Экономического Суда на ротационной основе. Председательствующий в палате определяется в порядке, предусмотренном Регламентом Экономического Суда.
Сроки судопроизводства по рассмотрению споров и запросов о толковании устанавливаются Регламентом Экономического Суда, но не должны в общей сложности превышать шести месяцев с даты вынесения Экономическим Судом решения о принятии дела к производству. По ходатайству какой-либо из сторон спора Экономический Суд может продлить срок судопроизводства, если удостоверится в достаточной обоснованности ходатайства. Такие сроки должны быть настолько сжатыми, насколько это позволяет характер дела. При этом продление общего срока судопроизводства в таком случае не должно превышать трех месяцев.
При обжаловании решения палаты Экономического Суда по вопросам правовой квалификации решения в полный состав Экономического Суда включаются судьи, не принимавшие участия в рассмотрении дела, решение по которому обжалуется, за исключением Председателя Экономического Суда.
Положение дополнено пунктом 8.3 с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
8.3. Экономический Суд на стадии подготовки дела к рассмотрению использует только средства дистанционной работы без проведения устных слушаний.
Экономический Суд на стадии судебного разбирательства использует, как правило, письменную процедуру рассмотрения дел. Устные слушания могут проводиться по запросу одной из сторон спора, а по делам о толковании - по инициативе одного из судей палаты судей или по инициативе заявителя.
Срок устных слушаний, включая процедуру вынесения решения, в рамках рассмотрения одного дела не может превышать: по спорам - двадцати дней, а по вопросам толкования - пяти дней.
9. Экономический Суд имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от органов государств - участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц. Требования Экономического Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными.
Пункт 10 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
10. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум. Пленум состоит из Председателя и судей Экономического Суда по одному от каждого государства-участника, за исключением государства, гражданином которого является Председатель Экономического Суда, а также председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров.
Пленум:
избирает Председателя и заместителя Председателя Экономического Суда;
утверждает Регламент Экономического Суда, Регламент Пленума Экономического Суда;
осуществляет анализ практики и методов работы Экономического Суда и принимает рекомендации по итогам анализа в целях совершенствования его деятельности;
принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения международных договоров, других актов органов Содружества по результатам рассмотрения дел;
разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников;
рассматривает иные вопросы деятельности Экономического Суда.
Пленум проводит свои заседания длительностью не более трех дней один раз в 12 месяцев.
11. Судопроизводство в Экономическом Суде осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.
Пункт 12 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
12. Обращение в Экономический Суд не облагается пошлиной. Средства, взысканные в виде судебных издержек, определяемых Экономическим Судом, со стороны спора, направляются на возмещение расходов Экономического Суда.
Расходы на судебные издержки при рассмотрении запросов о толковании возлагаются на Экономический Суд.
Пункт 13 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
13. Судье, включенному в реестр судей Экономического Суда (кроме Председателя Экономического Суда), за рассмотрение каждого конкретного дела выплачивается вознаграждение, в случае если он не является лицом, которому такое вознаграждение не может быть выплачено в связи с его основной работой (службой).
Судьи в период их участия в устных слушаниях по рассмотрению дела, включая процедуру вынесения решения по рассмотрению дела, и в работе Пленума обеспечиваются проездными документами до места пребывания Экономического Суда (проведения Пленума) и обратно, а также жилыми помещениями, за исключением случая, когда они постоянно проживают в месте пребывания Экономического Суда (проведения Пленума).
В период участия в устных слушаниях, включая процедуру вынесения решения, судьям Экономического Суда предоставляются служебные административные помещения в здании Экономического Суда, транспортное обслуживание и необходимые для реализации полномочий технические средства в разумном объеме.
Условия оплаты труда Председателя Экономического Суда и сотрудников аппарата Экономического Суда, размер вознаграждения за рассмотрение дел и порядок обеспечения деятельности судей в период их участия в устных слушаниях, включая процедуру вынесения решения, определяются Советом глав правительств Содружества Независимых Государств.
Пункт 14 изменен с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
14. Председатель Экономического Суда организует деятельность Экономического Суда, назначает судей в палату Экономического Суда для рассмотрения конкретного обращения с заявлением о разрешении спора либо запросом о толковании, осуществляет руководство аппаратом Экономического Суда и иные функции в пределах своей компетенции.
В случае отсутствия Председателя Экономического Суда его функции осуществляет заместитель Председателя Экономического Суда в месте своего постоянного пребывания с использованием средств дистанционной работы.
Об обеспечении судей Экономического Суда жилой площадью см. Решение об обеспечении жильем Постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества, сотрудников Исполнительного Секретариата СНГ и судей Экономического Суда Содружества, направляемых на работу на квотной основе (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.)
Положение дополнено пунктом 14.1 с 13 сентября 2017 г. - Протокол от 7 июня 2017 г.
14.1. Деятельность Экономического Суда обеспечивается аппаратом Экономического Суда на постоянной основе.
Аппарат Экономического Суда выполняет следующие функции:
подготовка материалов дела к рассмотрению и направление их судьям палаты;
осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия с судьями, государствами-участниками, институтами Содружества Независимых Государств, участниками процесса и другими лицами;
осуществление функций секретаря судебного заседания;
подготовка заседаний Экономического Суда и Пленума Экономического Суда;
подготовка аналитических материалов о деятельности Экономического Суда, в том числе касающихся его практики и методов работы;
материально-техническое обеспечение Экономического Суда;
решение в пределах своих полномочий иных вопросов, касающихся обеспечения деятельности Экономического Суда.
Численность аппарата Экономического Суда утверждается Советом глав государств Содружества Независимых Государств.
Для обеспечения деятельности Экономического Суда может привлекаться административно-технический персонал, численность которого определяется Советом глав правительств Содружества Независимых Государств.
15. Экономический Суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.
О применении пункта 16 настоящего Положения см. Решение Экономического Суда СНГ от 30 мая 1995 г. N 05/95
16. Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников.
Москва - 06.07.92
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г.
Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение постановлением ВС РФ от 23 октября 1992 г. N 3707-1
Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 23 октября 1992 г.
Текст Соглашения опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1992 г., N 1, стр. 118, в Бюллетене международных договоров, 1994 г., N 9, в сборнике "Действующее международное право" т. 3
См. статус настоящего Соглашения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (от 13 сентября 2017 года)
Изменения временно применяются с 13 сентября 2017 г.