Порядок
внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции
(утв. Минфином РФ, Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ и Госналогслужбой РФ от 30 марта 1995 г. NN 28, 1-10/372, ВГ-6-04/173)
Приказом Минфина РФ, Федеральной службы РФ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Госналогслужбы РФ от 9 октября 1997 г. NN 72н, 117, КВ-3-03/195 настоящий порядок признан утратившим силу
О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ
О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации этилового спирта и алкогольной продукции см. постановление Правительства РФ от 9 июля 1998 г. N 727
I. Общие положения
Настоящий порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" во исполнение мероприятий по восстановлению государственной монополии на эти виды деятельности* и распространяется на все получившие лицензии организации любой формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 197 признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, что является основанием отмены положений других нормативных актов, основанных на указанном постановлении
1. Лицензионные сборы установлены:
1.1. за производство, розлив и хранение (за каждый вид деятельности) спиртов этиловых из всех видов пищевого (ректификованного, сырца, виноградного, плодового, коньячного) и непищевого сырья (гидролизного и синтетического), готовой алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликеро-водочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных, плодово-ягодных и других алкогольсодержащих напитков), виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции);
1.2. за оптовую продажу спиртов этиловых из всех видов пищевого и непищевого сырья (далее именуются - спирты этиловые), готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции).
2. Лицензии на право производства, розлива, хранения и оптовой продажи выдаются Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации.
3. Срок действия лицензии на право:
- производства, розлива, хранения и оптовой продажи:
3.1. спиртов этиловых, спирта питьевого, водки, ликеро-водочных изделий, виноматериалов, соков спиртованных, вин натуральных, крепленых ординарных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, других алкогольсодержащих напитков, спиртосодержащих полуфабрикатов, а также розлива готовых коньяков (бренди) и выдержанных вид - один год;
- производства, розлива:
3.2. выдержанных коньячных спиртов, шампанского по классической технологии - три года;
- производства, розлива:
3.3. марочных и коллекционных вин - два года.
II. Плательщики лицензионных сборов
4. Плательщиками лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу спиртов этиловых, готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - алкогольная продукция) являются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (включая организации с иностранными инвестициями).
4.1. Организации, производящие, разливающие алкогольную продукцию и реализующие ее для дальнейшей переработки другим организациям, в оптовую и розничную торговлю, являются плательщиками только лицензионного сбора за производство, розлив и не уплачивают сбор за оптовую продажу.
4.2. Плательщиками лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет взимания платы за хранение и отгружающие хранимую продукцию по указаниям ее владельцев.
4.3. Плательщиками лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и предшествующих посредников в оптовой деятельности.
4.4. Организации, осуществляющие функции хранения, оптовой продажи и формирующие свой доход за счет платы за хранение, оптовой наценки, являются плательщиками лицензионных сборов как за хранение, так и оптовую продажу.
III. Объекты уплаты лицензионных сборов
Согласно телеграмме Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ от 18 июля 1995 г. NN 09-04-01/2, ВГ-6-04/395, АВ-10/1019 в пунктах раздела III настоящего порядка слова "другим организациям" не включают в себя понятие "производственные единицы в составе организации"
Указанной телеграмме отказано в государственной регистрации в Минюсте РФ (см. письмо Госналогслужбы РФ от 18 декабря 1997 г. N 18-1-06/849)
5. Объектами уплаты лицензионных сборов являются объемы производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции каждого конкретного вида.
6. Объектами уплаты лицензионного сбора за производство, розлив являются объемы алкогольной продукции, производимой и реализуемой в оптовую и розничную торговлю (далее именуется - торговля), а также другим организациям для дальнейшей ее переработки.
6.1. В спиртовом производстве - объемы спирта этилового, выпускаемые из пищевого сырья в соответствии с выделенной квотой и заявленные для технических целей, реализуемые другим организациям для дальнейшей переработки и в оптовую торговлю.
6.2. В ликеро-водочном производстве - выпускаемые в соответствии с выделяемым спиртом заявленные объемы водки, ликеро-водочных изделий, питьевого спирта, реализуемые в торговлю и другим организациям для переработки.
6.3. В винодельческих производствах:
6.3.1. смешанных (первичных и вторичных) - фактические объемы виноматериалов, соков спиртованных, вин виноградных натуральных и крепленых, плодово-ягодных, обработанных коньяков, снятых с выдержки шампанского по классической схеме и вина, розлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям, а также на продажу выкуренных молодых и выдержанных коньячных спиртов для выдержки, розлива или переработки другими организациями.
6.3.2. самостоятельных вторичных - фактические объемы коньяка (бренди), кальвадоса, вин виноградных и плодово-ягодных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, прочих алкогольных напитков и полуфабрикатов, а также водки, розлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям для переработки.
7. Объектами уплаты лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются фактические объемы ее хранения в течение года.
8. Объектами уплаты лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются объемы ее продажи, включая операции по импорту и экспорту.
9. Не являются объектами уплаты лицензионного сбора:
9.1. за производство, розлив - фактические объемы алкогольной продукции, отгруженные до момента вступления в силу настоящего Порядка (см. пункт 20), оплата счетов за которые поступила к моменту перечисления в бюджет лицензионных сборов, фактические объемы реализуемой на экспорт продукции, по которым договоры с инофирмами заключены до момента вступления в силу настоящего Порядка;
9.2. за хранение - технологический запас виноматериалов, обработанных коньяков, спиртов, хранящихся на спиртовых производствах до момента использования и реализации, закупленных организациями вторичного виноделия и ликеро-водочной промышленности для переработки, розлива;
9.3. за оптовую продажу - алкогольная продукция собственного изготовления организаций-изготовителей.
IV. Размеры лицензионных сборов
О порядке налогообложения и взимания платы за выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям см. письмо Госналогслужбы РФ от 18 ноября 1996 г. N ВК-6-01/798
10. Размеры лицензионных сборов предусмотрены в процентах от установленной законодательством минимальной оплаты труда за литр выпускаемой продукции:
10.1. за производство, розлив и хранение алкогольной продукции:
10.1.1. I группа - виноматериалы для натуральных вин и шампанского, вина натуральные - 0,5 процента;
10.1.2. II группа - виноматериалы для крепленых вин, соки спиртованные, вина крепленые виноградные, плодово-ягодные, игристые, шампанское, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты с содержанием до 20 процентов объемной доли этилового спирта - 1 процент;
10.1.3. III группа - водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадосы, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты с содержанием свыше 20 процентов объемной доли этилового спирта - 1,5 процента;
10.1.4. IV группа - спирт питьевой и спирт этиловой из всех видов сырья - 2,5 процента;
10.2. за оптовую продажу алкогольной продукции - 1,5 процента;
10.3. При этом размер минимальной месячной оплаты труда при определении сумм лицензионных сборов применяется для организаций-изготовителей на дату отгрузки продукции, а для организаций оптовой торговли - на момент оплаты лицензионного сбора.
V. Порядок уплаты лицензионных сборов
11. Плательщики самостоятельно определяют суммы лицензионных сборов, исходя из их размеров и объектов уплаты.
12. Расходы, связанные с уплатой сборов, плательщики относят:
12.1. по лицензионному сбору за производство, розлив и хранение алкогольной продукции - в виде надбавки к отпускным ценам на готовую продукцию с выделением ее в отчетности, в том числе отдельной строкой;
12.2. по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
13. Ликеро-водочные, винодельческие организации, осуществляющие розлив водки, ликеро-водочных изделий, спирта питьевого, виноградных и плодово-ягодных вин, коньяков (бренди), кальвадосов, шампанского и других алкогольсодержащих напитков сумму лицензионного сбора в отпускной цене спирта, виноматериалов, вин и обработанных коньяков не списывают на себестоимость продукции, а относят вместе с лицензионным сбором по своей деятельности в виде надбавки к отпускной цене готовой продукции.
14. Суммы лицензионных сборов по алкогольной продукции перечисляются плательщиками по месту их нахождения:
14.1. за производство, розлив и хранение - в доход федерального бюджета;
14.2. за оптовую продажу - в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
15. В случае изменения в течение лицензионного срока выделенных на производство, розлив и хранение алкогольной продукции квот соответственно уточняются размеры лицензионных сборов. Предприятия, недоиспользовавшие за лицензионный срок выделенные квоты, перечисляют в федеральный бюджет соответствующую часть годового лицензионного сбора за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
16. Зачисление лицензионных сборов в доходы бюджета производится в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.94 N 177, по коду 10306 "Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольной продукции" по месту нахождения организации-плательщика.
VI. Сроки уплаты лицензионных сборов
17. Лицензионные сборы по алкогольной продукции перечисляются в бюджет:
17.1. за производство, розлив и хранение - в течение всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц;
17.2. за оптовую продажу - до подачи организацией заявки на проведение обследования. В случае если сумма лицензионного сбора превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда - в течение срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц.
О реализации пункта 18 настоящего Порядка см. письмо Госналогслужбы РФ от 12 апреля 1995 г. N ЮБ-6-04/209
18. Организации, которым будет выдана лицензия на право производства, розлива, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, должны представлять налоговым органам по месту своего нахождения данные (расчет) по прилагаемой к настоящему Порядку форме (Приложение).
19. Сроки уплаты лицензионных сборов, а соответственно и сроки представления расчета, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
VII. Особенности уплаты лицензионных сборов в 1995 году
20. В 1995 году уплата лицензионного сбора за производство, розлив и хранение алкогольных изделий уже функционирующими в этих видах деятельности организациями производится по фактически отгруженной, начиная с момента вступления в силу настоящего Порядка (опубликования в газете "Российские вести") продукции авансовыми платежами, не ожидая получения лицензии. В связи с этим соответствующие суммы лицензионного сбора включаются в отпускную цену продукции, и первая его уплата производится в течение календарного месяца после вступления в силу настоящего Порядка. Организации-соискатели на указанные виды деятельности, никогда ранее их не осуществлявшие, лицензионный сбор в 1995 году уплачивают по фактическим оборотам с внесением первого платежа после получения лицензии.
21. Уплата лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции в 1995 году производится за полный годовой объем заявленных оборотов. В случаях превышения годовой суммы сбора 1000-кратного размера минимальной оплаты труда внесение первого платежа производится до выдачи лицензии.
VIII. Порядок ведения бухгалтерского учета по лицензионным сборам
22. При отражении в бухгалтерском учете операций по расчетам с бюджетом по лицензионным сборам за производство, розлив и хранение алкогольной продукции дебетуется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом", а по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции дебетуется счет 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом". По мере фактического перечисления сумм в бюджет дебетуется счет 68 "Расчеты с бюджетом" и кредитуется счет 51 "Расчетный счет".
IX. Порядок ведения в налоговых инспекциях учета сумм лицензионных сборов по организациям-плательщикам
23. Учет поступлений в доход бюджета лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции налоговые органы должны осуществлять в соответствии с Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет", утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.
24. На основании получаемых копий платежных документов поступившие суммы указанных платежей отражаются в реестре ф. N 25 с последующим занесением их в карточку лицевого счета ф. N 6, открываемую отдельно на каждого плательщика. При этом начисленные суммы лицензионного сбора указываются в карточке лицевого счета на основании ежемесячно представляемых организацией-плательщиком данных, которые камерально проверяются налоговыми органами и принимаются меры к устранению недостатков в соответствии с налоговым законодательством. Карточки лицевого счета ф. N 6 ведутся отдельно по суммам сбора, поступающим в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
25. За несвоевременное перечисление в доход бюджета лицензионных сборов начисляются пени в общеустановленном порядке, а также применяются меры бесспорного взыскания сборов. Административные штрафы на должностных лиц организаций-плательщиков лицензионных сборов применяются в порядке, установленном пунктом 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 "О государственной налоговой службе РСФСР".
Х. Ответственность плательщиков лицензионных сборов и штрафные санкции
26. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
27. За производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции без лицензий взыскиваются в безакцептном порядке штрафные санкции в 10000-кратном размере установленной минимальной оплаты труда. Организации, вырабатывающие продукцию и не прошедшие лицензирования до 1 августа 1995 г., считаются работающими без лицензий.
XI. Порядок проверки расчетов по лицензионным сборам
28. Налоговые органы Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, должны осуществлять проверки организаций-плательщиков по правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в доход бюджета вышеуказанных сборов.
См. Примерную программу проверки плательщиков лицензионного сбора за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, сообщенную письмом Госналогслужбы РФ, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и Минфина РФ от 26 мая 1995 г. NN ВГ-6-04/294, АВ-6/652, 09-04-02/2
При этом работу по правильности исчисления лицензионных сборов налоговым органам Российской Федерации необходимо координировать с территориальными управлениями Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации |
В.Г. Пансков |
Руководитель Госинспекции |
Д.И. Вдовенко |
Руководитель Госналогслужбы |
В.В. Гусев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 1995 г.
Регистрационный N 829
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции (утв. Минфином РФ, Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ и Госналогслужбой РФ от 30 марта 1995 г. NN 28, 1-10/372, ВГ-6-04/173)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 1995 г.
Регистрационный N 829
Настоящий Порядок вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Порядка опубликован в газете "Российские вести" от 20 апреля 1995 г. N 73
Приказом Минфина РФ, Федеральной службы РФ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Госналогслужбы РФ от 9 октября 1997 г. NN 72н, 117, КВ-3-03/195 настоящий Порядок признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Телеграмма Минфина РФ, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и Госналогслужбы РФ от 23 августа 1995 г. NN 09-04-01/2, ВП-6-04/454
Телеграмма не зарегистрирована в Минюсте РФ, текст настоящего документа представлен без учета изменений, внесенных названной телеграммой
Телеграмма Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ от 18 июля 1995 г. NN 09-04-01/2, ВГ-6-04/395, АВ-10/1019
Настоящей телеграмме отказано в государственной регистрации в Минюсте РФ (см. письмо Госналогслужбы РФ от 18 декабря 1997 г. N 18-1-06/849), текст настоящего документа представлен без учета изменений, внесенных названной телеграммой
Телеграмма Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ от 13 июня 1995 г. NN 09-04-01/2, ЮУ-6-04/319, АВ-10/830
Телеграмма не зарегистрирована в Минюсте РФ, текст настоящего документа представлен без учета изменений, внесенных названной телеграммой