Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены Законом РФ от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также предоставление льгот их плательщикам осуществляются органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом. Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. В соответствии со ст. 18 вышеназванного Закона Российской Федерации взимаются следующие виды налогов:
а) федеральные налоги;
б) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;
в) местные налоги.
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов - законодательными актами Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации, местные налоги - решениями районных и городских представительных органов власти.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР" в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-I Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
В отношении отдельных видов налогов необходимо иметь в виду следующее: на основании действующего законодательства и материалов арбитражной практики (решение Арбитражного суда Томской области от 07.12.94 N УК-1091/94; письмо заместителя председателя Высшего арбитражного суда РФ от 31.03.95 N 1225/95, постановление коллегии Высшего арбитражного суда РФ от 03.05.95 N К4-И-7/782, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N 5657/95/35) территориальные фонды обязательного медицинского страхования не являются плательщиками налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, в том числе и по доходам от размещения временно свободных финансовых средств (страхового запаса) на банковских депозитах и приобретения государственных ценных бумаг, в связи с отсутствием у них объекта налогообложения и признака, по которому некоммерческие организации относятся к плательщикам указанных налогов - доходов от предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" с последующими изменениями и дополнениями плательщиками данного налога являются предприятия, учреждения, являющиеся юридическими лицами. Освобождение имущества территориальных фондов ОМС от налогообложения указанным Федеральным законом не предусмотрено в связи с тем, что данный налог относится к налогам субъектов Российской Федерации и суммы платежей по налогу равными долями зачисляются в соответствующие бюджеты.
Учитывая то, что органы государственной власти административно-территориальных образований могут предоставлять дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, решение об освобождении территориальных фондов ОМС от уплаты налога на имущество должно быть принято органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
По вопросам предоставления льгот по коммунальным и прочим платежам следует обращаться в органы исполнительной власти по месту нахождения плательщика.
Разъяснения по уплате отдельных видов налогов (по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на имущество) неоднократно доводилось до территориальных фондов обязательного медицинского страхования письмами Федерального фонда (от 22.07.94 N 2-14/1478, от 23.06.95 N 8-1067, от 12.10.95 N 8-1760 и др.).
Исполнительный директор Федерального |
В.Гришин, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Федерального фонда ОМС от 4 декабря 1995 г. N 8-2061 "Об уплате налогов"
Текст разъяснений опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1996, N 8