Письмо Госналогслужбы РФ, ДНП РФ и Генеральной прокуратуры РФ
от 6 апреля, 11, 12 мая 1995 г. NN ЮБ-4-08/19н, 15/5-95, ВП-605
"О порядке передачи материалов о нарушениях налогового
законодательства в органы налоговой полиции и прокуратуры"
Приказом Госналогслужбы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ от 15 июля 1997 г. N АП-3-16/152/249 настоящее письмо признано утратившим силу
См. Порядок передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в федеральные органы налоговой полиции, утвержденный приказом ФСНП РФ и МНС РФ от 15 ноября 1999 г. N 409/АП-3-16/359
О мерах по усилению борьбы с нарушениями налогового законодательства см. указание Генерального прокурора РФ, Госналогслужбы РФ, ДНП РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 17, 19, 20, 24 октября 1995 г. NN 48/7, ВГ-6-20/ 652, СА 2297, 1/5105, 33
В целях повышения эффективности деятельности органов налогового контроля, устранения недостатков при передаче материалов о нарушениях в сфере налогового законодательства государственными налоговыми инспекциями в органы налоговой полиции и прокуратуры устанавливается следующий порядок:
1. Государственные налоговые инспекции при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах* в 3-дневный срок со дня принятия решения по акту проверки налогоплательщика направляют такие материалы в органы налоговой полиции для правовой оценки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с законодательством.
Материалы должны содержать:
- письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками, подписанное начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем;
- акт документальной проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему начальника государственной налоговой инспекции или его заместителя с приложением подлинных бухгалтерских документов, отчетов, деклараций и т. д., подтверждающих факт сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, постановление должностного лица государственной налоговой инспекции об их изъятии и соответствующий протокол.
В акте в обязательном порядке отражаются выявленные нарушения налогового законодательства по каждому виду налога со ссылками на конкретные законы или нормативные акты, данные о налогоплательщике;
- документы о разъяснении налогоплательщику его права представить письменные возражения по акту документальной проверки и о результатах их рассмотрения.
В решении указываются суммы дохода (прибыли) или иных объектов налогообложения по каждому виду налогов, доначисленных налогов и штрафных санкций, примененных к налогоплательщику, с указанием оснований их применения, а также разъясняется налогоплательщику его право обжаловать решение в установленном порядке;
- объяснения должностных лиц налогоплательщика по фактам выявленных нарушений налогового законодательства (при отсутствии письменных возражений по акту проверки). В случае отказа налогоплательщика от дачи объяснений сотрудником государственной налоговой инспекции составляется соответствующий акт, который прилагается к материалам;
- копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались).
2. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 162-3 УК РСФСР (противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов), государственная налоговая инспекция в случае уклонения от явки налогоплательщика (физического лица или должностных лиц юридического лица) для дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно непредставления документов и иной информации о своей деятельности направляет органу налоговой полиции письмо с изложением обстоятельств противоправного деяния и приложением следующих документов:
- копии извещения о необходимости явки в государственную налоговую инспекцию для дачи пояснений с отметкой о вручении его налогоплательщику; в случае невозможности получения отметки о вручении извещения налогоплательщику отделением связи на копии извещения производится отметка о невозможности вручить извещение налогоплательщику в связи с его отсутствием или отказом принять извещение;
- письменное пояснение налогоплательщика по поводу предъявленных государственной налоговой инспекцией требований; в случае отказа налогоплательщика от дачи пояснений сотрудником государственной налоговой инспекции составляется соответствующий акт, который прилагается к материалам;
- иные документы, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
3. Для принятия решения о досудебной подготовке материалов по признакам преступления, предусмотренного ст. 162-1 УК РСФСР (уклонение от подачи декларации о доходах), налоговый орган направляет органу налоговой полиции:
- протокол и постановление о наложении административного взыскания за ранее совершенное физическим лицом такое же нарушение налогового законодательства;
- справки и иные документы, содержащие сведения, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить налоговому органу декларацию о доходах;
- иные документы и расчеты, на основании которых можно сделать вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо искаженных сведений.
Указанные документы прилагаются к письму начальника государственной налоговой инспекции или его заместителя, в котором излагаются основания привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности по названной статье Уголовного кодекса РСФСР.
С 1 января 1997 года введен в действие Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
4. Государственные налоговые инспекции в случае направления материалов о нарушениях налогового законодательства в неполном объеме по письменному запросу органов налоговой полиции обязаны в 10-дневный срок с момента поступления запроса представить недостающие документы.
При необходимости орган налоговой полиции может принять решение о проведении (самостоятельно или с участием работников налогового органа) дополнительной проверки налогоплательщика и по ее результатам принять окончательное решение.
5. Орган налоговой полиции после правовой оценки поступивших из государственной налоговой инспекции материалов о нарушениях налогового законодательства принимает по ним процессуальное решение в соответствии со статьями 108, 109, 110 и 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
В случае необходимости по письменному запросу органа налоговой полиции в 3-дневный срок государственная налоговая инспекция, направившая материал, производит разбивку доначисленных налогов по периодам платежей.
О принятом решении орган налоговой инспекции в 3-дневный срок уведомляет государственную налоговую инспекцию, направившую материал.
Решение органа налоговой полиции об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору в установленном законом порядке.
6. Орган налоговой полиции при наличии в поступивших материалах о нарушениях налогового законодательства признаков налогового преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 162-2 УК РСФСР), возбуждает уголовное дело, в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона производит неотложные следственные действия и не позднее 10-дневного срока направляет дело для определения подследственности в прокуратуру по месту совершения преступления, если нет иного указания надзирающего прокурора.
В случае истребования прокурором или следователем дополнительных материалов должностные лица органов государственной налоговой службы и налоговой полиции в соответствии с законом обязаны обеспечить их представление, дать информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, безотлагательно направить специалистов для решения возникших вопросов.
7. По материалам о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 162-1, 162-2 ч. 1 и 162-3 УК РСФСР), орган налоговой полиции возбуждает уголовное дело, в месячный срок производит дознание и с обвинительным заключением представляет его соответствующему прокурору для направления в суд.
В случае прекращения уголовного дела органом налоговой полиции копия постановления о прекращении дела направляется прокурору, при необходимости - вместе с материалами уголовного дела.
По материалам о преступлениях, предусмотренных ст. 162-1 УК РСФСР, в тех случаях, если признается возможной досудебная подготовка материалов в протокольной форме (с соблюдением требований ст. 415-417 УПК РСФСР), не позднее чем в 10-дневный срок протокол с соответствующими материалами (после ознакомления с ними правонарушителя) с санкции соответствующего прокурора направляется в суд.
В целях обеспечения законности при принятии процессуальных решений по материалам о налоговых правонарушениях предлагаем:
- государственным налоговым инспекциям и органам налоговой полиции ежеквартально проводить сверку переданных и поступивших материалов о нарушениях налогового законодательства;
- руководителям государственных налоговых инспекций и органов налоговой полиции принять исчерпывающие меры к надлежащему исполнению требований настоящего указания;
- прокурорам обеспечить действенный надзор за своевременностью направления материалов о нарушениях налогового законодательства из государственных налоговых инспекций в органы налоговой полиции, законностью принимаемых по ним решений, всесторонностью, полнотой и объективностью расследования налоговых преступлений.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
государственный советник юстиции 2 класса |
О.И.Гайданов |
Заместитель директора Департамента
налоговой полиции Российской Федерации
генерал-лейтенант налоговой полиции |
В.К.Панкин |
Заместитель руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации,
государственный советник налоговой службы 1 ранга |
Ю.А.Бачурин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 1992 г.
Регистрационный N 62
-------------------
Под сокрытием в особо крупных размерах следует понимать сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством. Если налог превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, размеры сокрытия считаются крупными.
При исчислении размера сокрытых доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных или особо крупных размерах следует руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным законодательством на момент совершения правонарушения (c 14.08.92 по 12.11.92 - 900 руб., с 13.11.92 по 31.03.93 - 2225 руб., с 01.04.93 по 30.06.93 - 4275 руб., с 01.07.93 по 30.11.93 - 7740 руб., с 01.12.93 по 30.04.94 - 14620 руб., с 01.05.94 по 31.03.95 - 20500 руб., с 1.04.95 по 30.04.95 - 34400 руб., с 1.05.95 - 43700 руб.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ, ДНП РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 6 апреля, 11, 12 мая 1995 г. NN ЮБ-4-08/19н, 15/5-95, ВП-605 "О порядке передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции и прокуратуры"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 1992 г.
Регистрационный N 62
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1992 г., N 11-12, в журнале "Налоговый вестник" N 6, 1995 г.
Приказом Госналогслужбы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ от 15 июля 1997 г. N АП-3-16/152/249 настоящее письмо признано утратившим силу