Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе анализа и обобщения складывающейся практики организации контроля налоговых органов за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовых машин и в целях установления единых подходов к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений указанного Закона.
1.2. Объектами проверок являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы, киоски, палатки и другие обособленные подразделения (далее - предприятия), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие продажу товаров или оказание услуг населению.
1.3. Работа государственных налоговых инспекций по обеспечению контроля за соблюдением указанного законодательства с целью повышения эффективности проверок должна быть организована на постоянной основе, во взаимодействии с органами налоговой полиции и внутренних дел, местной администрацией и другими государственными контролирующими органами (Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию; Государственная санитарно-эпидемиологическая служба; Государственная инспекция по контролю за ценами).
См. Порядок совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения настоящего Закона при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других местах, утвержденный МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Госналогслужбой РФ от 3, 4 и 11 ноября 1997 г. NN 1/13929, НК-3551, БЕ-6-16/780
1.4. Наряду с проведением плановых документальных проверок, налоговые инспекции организуют рейдовые проверки торговых точек специально сформированными для этой цели бригадами в составе работников государственных контролирующих и правоохранительных органов.
Ответственность за работу такой бригады во время проверки возлагается на должностное лицо налогового органа, входящее в состав бригады.
Самостоятельная проверка торговых точек должностными лицами налоговой инспекции без участия работников налоговой полиции или внутренних дел не рекомендуется.
1.5. Налоговые инспекции накапливают и систематизируют данные о дислокации торговых точек и их владельцах, принимают меры по постановке на учет вновь открытых предприятий.
1.6. При выборе торговых точек в качестве объектов для проведения проверок рекомендуется придерживаться определенной последовательности: в первую очередь подлежат проверке вновь открытые торговые точки, затем - повторные проверки торговых точек, которым установлены сроки для устранения допущенных нарушений, далее - все остальные объекты согласно плану-графику контрольных проверок.
1.7. После выбора объекта проверки, должностное лицо, которому поручено проведение проверки (далее по тексту - проверяющий) оформляет поручение на проведение проверки и подписывает его у начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (приложение 2).
Это поручение вместе со служебным удостоверением проверяющий предъявляет руководителю проверяемого объекта или лицу, его замещающему.
1.8. Прежде чем приступить к проверке предприятия непосредственно на месте, проверяющий знакомится с информацией по этому предприятию, имеющейся в делопроизводстве налоговой инспекции: карта постановки на учет (если она имеется), материалы предыдущих проверок (если они проводились), выявленные правонарушения и примененные санкции, сроки устранения нарушений и другой информацией.
1.9. При осуществлении контрольных проверок и рейдов проверяющими должны использоваться в качестве доказательств нарушений законодательства документы и фактические данные предприятия, в том числе:
документы первичного бухгалтерского учета (договоры, накладные и др.); акты контрольных закупок; свидетельские показания, оформленные в соответствии с требованиями законодательства; объяснения должностных лиц проверяемого предприятия; документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты проверок, протоколы, постановления контрольных инспекций и др.).
При необходимости в ходе проведения проверок работниками налоговых органов на основании пункта "д" статьи 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" могут изыматься бухгалтерские и другие документы, подтверждающие нарушения Закона о применении ККМ, налогового законодательства и других нормативных актов. Изъятие указанных документов производится в строгом соответствии с порядком, установленным Инструкцией Минфина России от 26.07.91 N 16/176.
Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому, в целях получения фактических данных (доказательств) правильного применения контрольно-кассовых машин, рекомендуется во время проверок производить указанными работниками контрольные закупки и оформлять их актами, которые прилагаются затем к акту проверки предприятия.
Свидетельские показания могут быть оформлены отдельным документом (показания, заявления и т.п.) или записями в актах контрольных закупок, актах проверок, протоколах об административных правонарушениях и других документах.
Объяснения должностных лиц следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения, что ограничит возможность последующих жалоб или претензий от проверяемых предприятий по результатам проверок и принятым по ним решениям налоговых органов. В случае отказа должностных лиц проверяемого предприятия от дачи объяснения и подписания акта проверки этот факт отмечается в акте проверки после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта и объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица предприятия (указывается кто конкретно) отказались".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.