Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Примерный порядок проведения налоговыми органами проверок
по применению контрольно-кассовых машин
См. письмо Минфина РФ от 6 июня 2000 г. N 14-02-09/181
2.1. Проверка правильности применения предприятием контрольно-кассовых машин проводится в присутствии соответствующих должностных лиц проверяемого предприятия и в полном соответствии с требованиями Закона о применении ККМ и других законодательных и нормативных актов, положений и инструкций согласно приложению 1.
2.2. Проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и правильности уплаты местных налогов и сборов рекомендуется проводить в следующей последовательности:
на первоначальном этапе проверки следует установить организационно-правовую форму предприятия (торговой точки), его наименование, осуществляет ли оно реализацию товаров и услуг населению, в том числе винно-водочных изделий и других подакцизных товаров, наличие ценников на товары и прейскурантов на услуги, применяет ли предприятие при расчетах с населением ККМ, выдается ли при этом на руки покупателю кассовый чек, или другой заменяющий его документ, утвержденный в установленном порядке. С согласия покупателей просматриваются выданные им чеки на предмет их четкости и полноты в них соответствующих реквизитов и фирменных знаков. При необходимости в установленном порядке производится контрольная закупка, которая оформляется соответствующим актом;
после этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу предприятия документы, удостоверяющие их личность и должность и поручение налогового органа, и приступают к документальной проверке данного вопроса. В частности, проверяются лицензия на право торговли, лицензия на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами, документы на право собственности (или аренды) помещения, земельного участка, документы, удостоверяющие личность работников (продавцов), их принадлежность данному предприятию, документы, подтверждающие регистрацию предприятия и постановку его на учет в налоговом органе и др.;
при отсутствии лицензий проверяющие определяют и фиксируют сумму выручки, полученную в результате торговли, для последующего взыскания в установленном порядке в бюджет незаконно полученного дохода.
При документальной проверке применения контрольно-кассовых машин необходимо установить наличие на предприятии ККМ, зарегистрированы ли они в налоговых органах, наличие технической документации и регистрационных карточек на ККМ. Сверяются данные предприятия, записанные в книге учета ККМ в налоговом органе, с документами, представленными предприятием (номер паспорта завода-изготовителя, номер регистрационной карточки ККМ и др.), особое внимание обращается на тождественность таких данных, как номер паспорта, заводской номер ККМ, номера счетчиков, место установки ККМ. В случае расхождений в записях, проверяющий выясняет их причину, результаты отражает в акте проверки и предлагает руководству предприятия принять меры по устранению этих нарушений и недостатков.
Проверка правильности эксплуатации производится непосредственно на месте установки ККМ в торговом зале путем смотра внешнего состояния ККМ (тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, работа табло на покупателя, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.). Если в ходе проверки будет установлено, что машина выдает кассовый чек с нечетким шрифтом и не со всеми реквизитами, проверяющий констатирует неисправность ККМ и в доказательство этого прилагает к материалам документальной проверки кассовый чек (в том числе и контрольный), не соответствующий установленным правилам.
После осмотра контрольно-кассовой машины рекомендуется тщательно проверить имеющиеся ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и все ли они проводились в присутствии представителя налогового органа. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККМ дата и время продажи вводятся механически, что не исключает возможность злоупотреблений при использовании ККМ. В то же время нумерация чеков на всех машинах, включенных в Государственный реестр, осуществляется автоматически, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты.
Следует также проверить нулевые чеки: их количество, время пробития, если в течение смены, то чем была вызвана эта необходимость.
Выборочно проверяется соответствие цены на товар, указанной в накладной на поступление товаров, цене, указанной на ценнике, а также наличие на ценнике подписи материально-ответственного лица, заверенной печатью (штампом) предприятия, и даты составления. Наименование товара, его сортность, марка и т.п., указанные на ценнике, должны соответствовать данным накладной.
2.3. При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе, необходимо убедиться в том, что эта машина не находится в скрытой эксплуатации. С этой целью рекомендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания суммирующих счетчиков, а также книгу кассира-операциониста и контрольные ленты по указанным ККМ.
2.4. В порядке проверки организации на предприятии ремонта и технического обслуживания ККМ рекомендуется проверить наличие договора с региональным техническим центром по ремонту и обслуживанию ККМ (или другой организацией, выполняющей эту работу), а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N 30 Типовых правил по эксплуатации ККМ.
2.5. При проверке предприятия, которое в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 может осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, т.е. с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, руководствуясь п. 3 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, следует проверить обоснованность применения форм бланков строгой отчетности в качестве документов строгой отчетности (кем утверждены, для каких целей и на какой срок), организацию учета, хранения и выдачи этих бланков. Использование бланков строгой отчетности по формам, не утвержденным Минфином России, не освобождает это предприятие от обязанности применять ККМ.
Выявленные проверкой нарушения порядка учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности следует рассматривать как нарушение правил ведения бухгалтерского учета, ответственность за которое наступает в административном порядке.
В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы менее уплаченной, проверяющий делает соответствующую запись в акте проверки. Ответственность за эти нарушения в соответствии с абзацем шестым части первой ст. 7 Закона о применении ККМ несет лицо, обязанное выдать эти документы.
2.6. При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, предприятия), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати (штампа) и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.