Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Ответственность за нарушение действующего законодательства
о применении ККМ и оформление результатов проверки
4.1. За нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением применяются штрафные санкции и меры административной ответственности.
Об ответственности за применение контрольно-кассовых машин, не зарегистрированных в налоговом органе, см. письмо Госналогслужбы РФ от 24 января 1996 г. N ПВ-6-16/43
Субъектами ответственности являются: предприятия и физические лица. Ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, предусмотренные Законом. При оформлении документов по привлечению к ответственности следует указывать размер штрафа (кратный размер минимальной оплаты труда) и сумму штрафа (например: размер - 350-кратный размер минимальной оплаты труда, сумма - 5117000 рублей). Размеры штрафов строго фиксированы Законом, и должностным лицам, оформляющим документы по привлечению к ответственности, права снижать или увеличивать размер взыскания штрафа не предоставлено.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П положение абзаца второго части первой статьи 7 Закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, признано не соответствующим Конституции РФ. Впредь до урегулирования данного вопроса штраф налагается в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда
В случае повторного нарушения предприятием указанного Закона налоговый орган должен принять меры к приостановлению его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться денежными средствами в банках и направить соответствующие материалы в суд с иском о ликвидации данного предприятия.
Если предприятие, в отношении которого вынесено решение о приостановлении его деятельности по реализации товара (услуг) населению, продолжает эту деятельность, то на него налагается штраф за осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности предприятия в порядке, предусмотренном ст. 6 Закона - 700-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда.
Суммы штрафов за нарушение Закона о применении ККМ при неуплате их добровольно в установленные сроки списываются с расчетных счетов предприятий (юридических лиц) в бесспорном порядке, с физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, взыскание производится в судебном порядке по нормам ГПК РСФСР.
4.2. В ходе проверки проверяющие должны учитывать, что привлечение к ответственности предприятий не исключает возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РСФСР и другими законодательными актами.
Об административной ответственности за нарушения по применению ККМ см. КоАП РФ
Действующим законодательством о применении ККМ не предусмотрены санкции за отдельные нарушения по применению ККМ (эксплуатация незарегистрированной ККМ, отсутствие пломбы на ККМ, ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста и др.). При выявлении таких нарушений рекомендуется предложить администрации предприятия устранить выявленные нарушения. При невыполнении предложений налоговой инспекции, должностные лица предприятий и организаций привлекаются к административной ответственности согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе РФ", как невыполнившие предложения налогового органа по устранению нарушений законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Закона "О Государственной налоговой службе РФ", ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" предусмотрено применение административных штрафов от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц и граждан, виновных в сокрытии (занижении) дохода (прибыли); отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также искажении бухгалтерских отчетов, балансов и других документов (в том числе кассовых книг).
Поэтому, должностные лица предприятий или предприниматели, виновные в нарушении требований законодательства о применении ККМ, могут привлекаться к административной ответственности в установленном порядке за перечисленные выше нарушения.
4.3. Результаты проверки оформляются актом и соответствующими приложениями к нему. Акт проверки отражает все выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства по применению ККМ.
В акте проверки в обязательном порядке указываются: дата и время проведения проверки; должность, фамилия и инициалы работника налогового органа и работников других контролирующих органов, принимавших участие в проверке; наименование налогового органа, назначившего проверку; полное наименование объекта проверки, его организационно-правовая форма, и подчиненность и месторасположение, каким органом государственного управления он зарегистрирован (дата и номер документа о регистрации); юридический адрес объекта проверки, его почтовые и банковские реквизиты и другие необходимые сведения.
Нарушения, выявленные проверкой в акте, излагаются четко и кратко и обязательно должны быть подтверждены ссылками на статьи, пункты и разделы законодательных и нормативных актов, а также инструкций, изданных в порядке реализации этих актов, которые были нарушены или не соблюдены при применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
По каждому факту выявленных нарушений, в зависимости от их характера, применяются только формулировки, предусмотренные в ст. 7 указанного Закона.
Например: " предприятие ведет денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины" или "предприятие не вывесило ценник на продаваемый товар".
Для подтверждения факта выявленных нарушений указываются обстоятельства, при которых они были обнаружены и представляются соответствующие доказательства.
Например: "в результате проверки установлено: предприятие (указать режим работы) при оказании услуг либо осуществлении продажи конкретного ассортимента, в количестве, в сумме, ведет денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины. В подтверждение к акту прилагаются как прямые, так и косвенные доказательства (документ, подтверждающий снятие денежных средств в кассе и сопоставление с показаниями на контрольной ленте пп. 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Министерством финансов России от 30.08.93 N 104), нулевой чек, товарно-транспортные накладные, объяснения продавца, руководителя предприятия и другие). В связи с чем нарушен
абзац 2 ст. 7 настоящего Закона."
В заключительной части акта излагаются обязательные указания по устранению выявленных нарушений.
К акту проверки прилагаются документы, подтверждающие отмеченные в нем правонарушения: акты контрольных закупок (если они проводились), таблицы, расчеты, протокол об административном правонарушении, постановление и акты изъятия документов и другие.
Акт проверки составляется в двух экземплярах, подписывается всеми проверяющими лицами и представителями предприятий, присутствовавшими при осуществлении проверки. Присутствовавшие при проверке представители предприятий имеют право изложить в акте проверки свои замечания (возражения) или оформить их отдельно и приложить к акту, сделав при этом соответствующую запись в акте.
При наличии замечаний (возражений) по акту проверки, руководитель проверяемого объекта (представитель администрации) приглашается в Государственную налоговую инспекцию для их совместного рассмотрения, о чем делается запись в акте, ниже подписи проверяющих.
Акт проверки не позднее следующего дня после его подписания регистрируется в специальном журнале и передается на утверждение начальнику государственной налоговой инспекции.
4.4. Начальник государственной налоговой инспекции или его заместитель принимает решение о применении штрафных санкций на основании выявленных в результате проверки и отраженных в акте нарушений Закона с указанием сроков их устранения.
При наличии возражений акт проверки рассматривается в присутствии соответствующих должностных лиц (их заместителей), представивших эти возражения. Если эти должностные лица (их заместители) после их предупреждения о времени и месте рассмотрения материалов не явились, то их возражения рассматриваются в их отсутствии.
Примерная форма акта проверки выполнения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" прилагается (приложения 3 и 4).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.