Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 29 августа 1995 г. N 5226/95
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под председательством Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 18.04.95 Ростовского областного арбитражного суда по делу N 19/102.
Заслушав и обсудив доклад судьи и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Управление производственно-технической комплектации "Чиркейгэсстрой" обратилось в Ростовский областной арбитражный суд с иском к Управлению Северо-Кавказской железной дороги о взыскании 6 156 172 руб., составляющих стоимость недостающего цемента, полученного в 8 цементовозах по отправке N 855566 Абазинка - Кизилюрт.
Решением от 18.04.95 иск удовлетворен в заявленной сумме на том основании, что имела место недостача груза и в силу статьи 148 УЖД СССР ответственность должна нести железная дорога.
В кассационном порядке решение не обжаловалось.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшееся по делу решение изменить, во взыскании 3 063 613 руб. отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес управления производственно-технической комплектации "Чиркейгэсстрой" был отгружен цемент в 20 цементовозах по отправке N 855566 Абазинка - Кизилюрт.
Груз на станцию назначения прибыл в цементовозах без пломб. При выдаче груза установлена недостача в 7 цементовозах в количестве 276.000 кг. Один цементовоз N 97265455 прибыл в порожнем состоянии. Указанные обстоятельства подтверждаются коммерческим актом от 23.07.94 N АР 219286/73.
Поскольку имела место несохранная перевозка груза, ответственность за образовавшуюся недостачу цемента должна нести железная дорога на основании статьи 148 УЖД СССР.
Вместе с тем управление при расчете суммы ущерба от недостачи применило заниженную норму естественной убыли цемента при перевозке его в цементовозах.
Согласно разделу 10 Правил перевозок грузов норма естественной убыли цемента, перевозимого в крытых вагонах - хопперах и цистернах - цементовозах насыпью составляет 0,8% от массы груза.
Недостача цемента в 7 цементовозах составляет 276.000 кг и при применении нормы естественной убыли 0,8% от массы груза 470.400 кг, а также стоимости недостающего цемента в цементовозе N 97265455 в количестве 72.400 кг, железная дорога обязана возместить ущерб за недостачу 345.337 кг в сумме 26 805 506 руб. В претензионном порядке железная дорога удовлетворила требования управления в сумме 23 712 491 руб.
Таким образом, с железной дороги следовало взыскать стоимость недостающего цемента в сумме 3 092 559 руб.
Руководствуясь статьями 187, 188, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановил:
протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации удовлетворить.
Решение от 18.04.95 Ростовского областного арбитражного суда по делу N 19/102 изменить.
В иске о взыскании 3 063 613 руб. ущерба отказать.
В остальной части решение от 18.04.95 Ростовского областного арбитражного суда по делу N 19/102 оставить без изменения.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 августа 1995 г. N 5226/95
Текст постановления официально опубликован не был