О применении настоящего постановления см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1993 г. N С-13/ОП-98
В целях ликвидации платежного кризиса и нормализации финансового состояния государственных предприятий и организаций Президиум Верховного Совета Российской Федерации и Правительство Российской Федерации считают необходимым осуществить меры по пополнению оборотных средств предприятий и организаций за счет собственных и заемных средств, повысить эффективность системы расчетов в народном хозяйстве и усилить ответственность банков, предприятий и организаций за состояние платежно-расчетной дисциплины. В этих целях Президиум Верховного Совета Российской Федерации и Правительство Российской Федерации постановляют:
1. Минэкономики, Минфину и Центральному банку Российской Федерации провести тщательный анализ и в недельный срок представить предложения о техническом порядке урегулирования проблемы неплатежей государственных предприятий и организаций.
2. Главам местной администрации, руководителям министерств и департаментов совместно с руководителями главных управлений Центрального банка Российской Федерации и соответствующих коммерческих банков организовать работу по проведению внутрирегиональных, внутриотраслевых и межхозяйственных зачетов взаимной задолженности предприятий.
Обязать руководителей предприятий выявить взаимные задолженности и в месячный срок провести взаимный зачет.
3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации выделить коммерческим банкам кредитные ресурсы для предоставления по заявкам государственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств.
Правительству Российской Федерации в необходимых случаях предоставлять государственную гарантию по кредитам, получаемым от коммерческих банков государственными предприятиями и организациями на увеличение оборотных средств.
Предоставление указанного кредита производить со взиманием с предприятий и организаций процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком России, а коммерческими банками маржи - не более 3 процентов.
О проверке предприятий по вопросу использования государственного кредита, полученного на пополнение оборотных фондов см. письмо Минфина РФ от 3 марта 1993 г. N 23-5
4. Принять предложение правительства об открытии ему Центральным банком Российской Федерации специальной кредитной линии для нормализации платежей в народном хозяйстве.
5. Установить, что кредиты, предоставляемые в соответствии с п. 3 настоящего постановления, используются предприятиями только для оплаты расчетных документов за товары, услуги, выполненные работы и на платежи в бюджет.
Установить, что до принятия законов "О залоге" и "О банкротстве (несостоятельности) предприятий" обеспечением указанных кредитов для коммерческих банков является имущество предприятий и организаций с оформлением соответствующих залоговых обязательств.
Разрешить Центральному банку Российской Федерации при необходимости вносить соответствующие коррективы в нормативные экономические показатели коммерческих банков, участвующих в предоставлении кредитов государственным предприятиям и организациям на увеличение оборотных средств.
Коммерческие банки, допустившие нецелевое использование кредитных ресурсов, предоставленных Центральным банком Российской Федерации для кредитования прироста оборотных средств предприятий и организаций, несут ответственность вплоть до лишения лицензии независимо от времени обнаружения нарушения.
6. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование бюджетных учреждений и организаций в пределах сумм республиканского бюджета на II квартал текущего года, разрешенных к исполнению. При необходимости Центральному банку России предоставить кредит на эти цели в установленном порядке.
7. Поручить Центральному банку Российской Федерации в недельный срок разработать и ввести систему мер по нормализации расчетов в народном хозяйстве, отвечающую условиям рыночной экономики и широкому внедрению в народном хозяйстве вексельного и чекового обращения.
Установить, что расчеты между предприятиями осуществляются через корреспондентские счета банков, открытые ими друг у друга или в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Предоставить коммерческим банкам право организации клиринговых учреждений.
Подтвердить, что расчеты с контрагентами, расположенными в странах СНГ, осуществляются через корреспондентские счета в Центральном банке Российской Федерации.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 неустойка за просрочку оплаты полученных по договору поставки товаров, установленная пунктом 8 настоящего постановления, применению не подлежит, несвоевременная оплата полученного товара влечет ответственность покупателя в форме уплаты процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 486 ГК РФ.
Об ответственности банков за просрочку зачисления денежных средств на счет клиента см. ст. 856 ГК и ст. 31 закона "О банках и банковской деятельности"
8. Ввести с 1 июля 1992 года пени за просрочку платежа поставщикам в размере 0.5 процента в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку.
В случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка предусмотреть взимание в пользу поставщика с указанного банка пени за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0.5 процента в день.
9. Министерству финансов Российской Федерации внести в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложение об освобождении в 1992 году от налогообложения прибыли государственных предприятий, учреждений и организаций, направляемой на пополнение оборотных средств или погашение кредитов, полученных на указанную цель.
10. Признать необходимым установить зависимость расходования средств фонда потребления государственных предприятий и организаций от размера просроченной задолженности по поставкам продукции (товаров и услуг). Минтруду, Минфину и Минэкономики в недельный срок внести соответствующие предложения в Правительство.
11. Установить, что государственные предприятия и организации, имеющие просроченную задолженность по расчетам с поставщиками по состоянию на 1 июля 1992 года, обязаны продать на рынке свои активы в иностранной валюте, образовавшейся после 1 января 1992 года, и прочие реализуемые финансовые активы (депозитные сертификаты банков, акции, государственные облигации и др.) для ликвидации просроченной задолженности. Продажа реализуемых финансовых активов начинается с июля 1992 года таким образом, чтобы ежемесячно реализовывалось не менее 20 процентов от их уровня по состоянию на 1 июля 1992 года.
12. Министерствам и ведомствам Российской Федерации принять необходимые меры по приведению нормативной базы и хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и организаций в соответствие с принятыми решениями органов законодательной и исполнительной власти по внедрению в экономику рыночных отношений.
13. Государственному комитету Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества предложить государствам - членам СНГ рублевой зоны включиться в осуществление мер по улучшению расчетов в хозяйстве.
Центральному банку Российской Федерации согласовывать с государствами рублевой зоны лимиты допустимой задолженности по корреспондентским счетам Центрального банка Российской Федерации с центральными банками стран - членов СНГ.
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета Российской |
С. ФИЛАТОВ. |
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
Е. ГАЙДАР. |
Москва, Дом Советов России
25 мая 1992 года N 2837-1
В целях ликвидации платежного кризиса и нормализации финансового состояния государственных предприятий и организаций разработан комплекс мер, включающий пополнение оборотных средств предприятий и организаций за счет собственных и заемных средств, повышение эффективности системы расчетов в народном хозяйстве и усиление ответственности банков, предприятий и организаций за состояние платежно-расчетной дисциплины.
Определены направления деятельности Минэкономики России, Минфина России и Банка России по урегулированию проблемы неплатежей государственных предприятий. Важнейшие мероприятия проводятся Банком России. В частности, данному органу рекомендовано выделить коммерческим банкам кредитные ресурсы для предоставления по заявкам государственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств. Предоставление указанного кредита производится со взиманием с предприятий и организаций процентной ставки, устанавливаемой ЦБР, а коммерческими банками маржи - не более 3 процентов. Предоставляемые заемщикам кредиты используются только для оплаты расчетных документов за товары, услуги, выполненные работы и на платежи в бюджет.
До принятия законов "О залоге" и "О банкротстве (несостоятельности) предприятий" обеспечением кредита на пополнение оборотных средств для коммерческих банков является имущество заемщиков.
С 1 июля 1992 г. введены пени за просрочку платежа поставщикам в размере 0,5 процента в день в случаях, когда размер ее не согласован в договоре на поставку.
В случае задержки зачисления платежа на счета клиентов по вине банка предусматривается взимание в пользу поставщика пени в размере 0,5 процента за каждый день просрочки.
Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 года N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 июня 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 июня 1992 г., N 25, ст. 1252