В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3.10.95 N АЧ-П9-30476 Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации рассмотрели письмо Счетной палаты Российской Федерации от 26.09.95 N 344-сп "О недостатках в системе формирования источников финансирования и использования бюджетных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и сообщают следующее.
В ходе проверки сотрудниками Счетной палаты Российской Федерации Роскомнедра, Минтопэнерго России, Роскомдрагмета, ряда региональных комитетов и государственных геологических предприятий, а также 7 объединений, добывающих черные и цветные металлы, нефть, газ и другие виды минерального сырья выявлены определенные недостатки в системе формирования источников финансирования и использования бюджетных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Счетной палатой отмечено, что существующий механизм формирования источников финансирования и контроль за расходованием средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы не в полной мере отвечает требованиям экономических реформ, выделяемые средства используются бесконтрольно и зачастую не по назначению.
Оставляемые Роскомнедра предприятиям объемы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы не всегда соответствуют действительным потребностям и возможностям предприятий по освоению этих средств собственными силами.
Например, по шахтам компании "Кузнецкуголь" для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ было оставлено 2,62 % от объема реализованной продукции без НДС и спецналога, за счет чего в 1994 г. по шахтам было начислено 9348 млн. рублей. Фактически выполнено геологоразведочных работ на 1525 млн. рублей, или 16,3%, а оплачено лишь 870 млн. рублей. При этом 80% всех средств были оставлены на 7 шахтах, где степень разведаности месторождений составляет 57 - 75 процентов.
На Лебединском и Стойленском горонообогатительных комбинатах в 1994 году было оставлено на геологоразведочные работы по одному млрд. рублей, однако использованы они были только на 10 и 50 процентов.
В целом в 1994 году лишь 40% из общего объема оставленных у горнодобывающих предприятий средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы было использовано по целевому назначению.
В ходе проверки установлены также серьезные недостатки в использовании бюджетных средств региональными геологическими комитетами и государственными геологическими предприятиями Роскомнедра.
Проверка хозяйственной деятельности геолкомов показала, что в ряде случаев руководство этих комитетов превышает свои полномочия издавая нормативные акты, имеющие расхождения с аналогичными федеральными актами в сторону расширения региональных полномочий, что приводит к нарушению финансовой дисциплины и наносит ущерб государству.
Например, руководство Южно-Сибирского регионального комитета по геологии и использованию недр разработало отдельные нормативные акты внутреннего пользования с более широкими правами в оплате труда, чем это предусмотрено в документах Роскомнедра, Минфина России, Госналогслужбы России. В результате за полтора года работникам геолкома и администрации Кемеровской области было незаконно выплачено 16,3 млн. рублей.
Около 600 млн. руб. бюджетных средств также незаконно израсходовано Государственным Западно-Сибирским геологическим предприятием на свое содержание, хотя оно является предпринимательской структурой и не имеет сметы и лимита бюджетных средств.
Серьезные нарушения установлены в использовании средств лицензионных сборов, получаемых региональными геологическими комитетами за выдачу лицензий на право ведения геологоразведочных работ и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых.
Фактически, как показала проверка, лицензионные сборы стали дополнительным источником финансирования расходов на содержание аппарата управления геолкомов сверх установленной сметы.
Так, Южно-Сибирскому региональному комитету по геологии и использованию недр смета расходов на 1994 год была утверждена в сумме 831 млн. руб., кроме этого в этом же году было получено 531 млн. руб. от лицензионных сборов. Несколько раз из этих средств выплачивались премии сотрудникам комитета, вкладывались деньги на депозит, приобретено более чем на 110 млн. руб. оргтехники, аппаратуры, мебели, автомобиль, отремонтирован фасад здания. В дополнение к аппарату численностью в 40 человек, на средства лицензионных сборов содержится в Южсибгеолкоме лицензионная группа в количестве 8 человек, на содержание которой израсходовано 50 млн. рублей.
В Пермский территориальный комитет по геологии и использованию недр за полтора года поступило 264 млн. руб. лицензионных сборов, которые расходовались руководством этого комитета по своему усмотрению на нужды не связанные с лицензированием. До настоящего времени Пермгеолком не открыл специального лицензионного счета, поступающие средства от лицензионных сборов не облагаются налогом. Обращено внимание на то, что Государственной налоговой инспекции по Свердловскому району г. Перми без достаточных оснований было отказано Пермгеолкому в открытии специального лицензионного счета.
В связи с изложенным Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предлагают учесть в практической работе изложенные выше факты, усилить контроль за соблюдением правильности применения ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и принять необходимые меры по сокращению недоимки и своевременности перечисления указанных платежей в федеральный бюджет.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации |
А.В.Попов |
Заместитель Министра
финансов Российской
Федерации |
А.Л.Самусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 2 ноября 1995 г. NN НП-6-02/580, 7-3-01 "О результатах проверки Счетной палатой порядка использования средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы"
Текст письма официально опубликован не был