В связи с поступающими запросами Минэкономики Российской Федерации и Госкомстат Российской Федерации сообщают о порядке учета производства товаров народного потребления.
При заполнении статистического отчета по форме 1п срочная (квартальная, годовая) и разработке планов предприятиями следует руководствоваться Методическими рекомендациями по планированию и учету производства товаров народного потребления, утвержденными Госпланом СССР и Госкомстатом СССР 9 марта 1989 г. N АЕ-5Д; N 17-34/10-18 и сообщенными письмом Госплана РСФСР от 22.03.89 г. N 69-58.
Согласно письму Минэкономики РФ и Госкомстата РФ от 27 июля 1993 г. NN МЮ-636/14-151, 10-0-1/246 письмо Госплана СССР и Госкомстата СССР от 9 марта 1989 г. N АЕ-5-Д, 17-34/10-18 не применяется на территории Российской Федерации
При этом в условиях проводимой экономической реформы необходимо учесть следующее.
В соответствии с законами Российской Федерации введены налоги на добавленную стоимость и акцизы, которые включаются предприятиями в розничную цену продукции и оплачиваются покупателями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. осуществлен переход в основном на применение свободных (рыночных) цен, в том числе на товары народного потребления.
Поэтому под объемом производства товаров народного потребления в розничных ценах следует понимать стоимость продукции собственного производства в составе и методологии в соответствии с письмом от 22.03.89 г. N 69-58, рассчитанную в действующих в отчетном периоде ценах, по которым она реализуется торговым организациям и другим потребителям, т.е. в отпускных ценах с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
При этом, если товары народного потребления реализуются потребителям по свободным (рыночным) ценам, то сумму торговой надбавки предприятиям учитывать в отпускной (свободной) цене не следует, поскольку она формируется непосредственно в торговле и отношения к деятельности предприятия не имеет.
Товары, отпускаемые потребителям по государственным регулируемым ценам (медикаменты, отдельные наименования хлеба, водка и некоторые другие), должны учитываться предприятиями по розничным ценам, включая торговую надбавку.
В случае, если один и тот же вид товаров народного потребления реализуется потребителем по различным отпускным ценам, данные об объеме их производства по стоимости за отчетный и соответствующий период прошлого года определяются, исходя из средних отпускных цен, сложившихся в отчетном периоде, или цены, по которой продукция отгружается основному потребителю.
Данные о производстве товаров народного потребления нарастающим итогом за период с начала года формируются как сумма данных за отчетный месяц в действующих в этом месяце отпускных ценах и фактических данных за предшествующий отчетному месяцу период текущего года. При этом данные за предшествующий период в цены отчетного месяца не пересчитываются.
Во изменение действующего порядка в объем товаров народного потребления не должны включаться товары народного потребления, закупленные по импорту или полученные по бартерным операциям в обмен на поставленное сырье и материалы или любую другую продукцию.
Изделия, поставленные на экспорт, должны оцениваться по контрактным ценам 1992 года, пересчитанным в рубли по рыночному курсу, действующему на момент отгрузки товаров на экспорт.
С целью учета динамики физического объема производства товаров народного потребления за соответствующий период прошлого года, т.е. базового уровня, по тем же отпускным ценам (с учетом налогов), которые действуют на предприятии на аналогичную продукцию в период составления отчета.
В таком же порядке определяются данные по отдельным видам товаров: мебели, посуде фарфоро-фаянсовой, майоликовой, стеклянно-сортовой, товарам бытовой химии, ювелирным изделиям, хозяйственному инструменту, садово-огородному инвентарю, швейным, меховым изделиям, кожаной, текстильной кожгалантерее и другим изделиям, учитываемым только в стоимостном выражении.
Объем производства товаров народного потребления в прогнозируемом периоде должен определяться на основе намечаемого физического объема их выпуска и стоимостной его оценки в прогнозируемых ценах, складывающихся с учетом договорных обязательств с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий и потребителями готовой продукции, ожидаемого спроса населения, возможностей реализации продукции по предлагаемым ценам и других факторов, влияющих на производство и реализацию товаров. В целях обеспечения сопоставимости необходимо физический объем производства товаров народного потребления соответствующего периода прошлого года пересчитать по прогнозируемым ценам, сравнить полученный объем со стоимостным объемом прогнозируемого периода и определить темпы роста (снижения) производства товаров.
Просьба довести изложенное до сведения предприятий.
Заместитель Министра
экономики Российской Федерации |
М.Ю.Юсупов |
Заместитель Председателя
Госкомстата Российской Федерации |
А.П.Захаров |
N МЮ-148/14-61 N 10-0-1/156 от 05.05.92.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госкомстата РФ и Минэкономики РФ от 5 мая 1992 г. NN МЮ-148/14-16 10-0-1/156 "Об изменениях в учете производства товаров народного потребления"
Текст письма официально опубликован не был