Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII
Ответственность железной дороги, грузоотправителей,
грузополучателей и пассажиров
Об ответственности за административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи см. Главу 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.
Акты, претензии и иски
143. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность по перевозкам на основании настоящего Устава.
Всякие предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами, не имеют силы.
Гражданский кодекс не ограничивает возможности изменения ответственности в договоре перевозки
О спорах, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 12 мая 1971 г. N И-1-14
144. За невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность.
За неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, по 1 рублю с тонны груза;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, по 50 рублей за вагон;
по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 30 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн, по 20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн, по 5 рублей за контейнер массой брутто 5 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 3 тонны, по 1 рублю 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн.
За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, по 2 рубля с тонны груза;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, по 100 рублей за вагон.
За невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения уплачивается штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, по 30 копеек с тонны груза;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, по 20 рублей за вагон;
по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 9 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн, по 6 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 10 тонн, по 2 рубля за контейнер массой брутто 5 тонн, по 1 рублю за контейнер массой брутто 3 тонны, по 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн.
Такую же ответственность несут железные дороги и грузоотправитель за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителя, принятым железной дорогой.
За необеспечение погрузки маршрута с виновной стороны взыскивается в пользу другой стороны, кроме штрафа за невыполнение плана перевозок, штраф в размере 75 рублей за маршрут.
При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размеры штрафа за невыполнение плана перевозок грузов, планируемых в вагонах, устанавливаются Министерством путей сообщения (в ред. Постановлений Совета Министров СССР от 11.05.76 N 317; от 30.07.88 N 929).
Об ответственности за невыполнение плана перевозок см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9
145. Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок:
а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути или при которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы, а также по причине аварии на предприятии, в результате которой было прекращено производство на срок не менее 3 суток;
б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44;
в) при неиспользовании вагонов (контейнеров), поданных грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя;
г) при восполнении грузоотправителем в течение данной календарной декады допущенного им недогруза в отдельные дни этой декады;
д) при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в вагонах и тоннах;
е) при восполнении грузоотправителем в течение первой или соответственно второй половины месяца недогрузов нефти и нефтепродуктов, допущенных им в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепроводов или пунктов перевалки.
В случае, когда грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов (контейнеров) сверх технических норм использовал меньшее количество вагонов (контейнеров), чем предусмотрено планом, штраф за недогруз соответствующего количества вагонов (контейнеров) не взыскивается.
В случае, когда грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании вагонов (контейнеров) не менее чем за двое суток до дня погрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть.
146. Железная дорога освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок:
а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), при которых было невозможно подать вагоны и контейнеры под погрузку;
б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44;
в) при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой. В этом случае железная дорога освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов (контейнеров), которое было задержано под выгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине;
г) при восполнении железной дорогой в течение данной календарной декады неподачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады;
д) при восполнении железной дорогой в течение первой или соответственно второй половины месяца неподачи подвижного состава под погрузку нефти и нефтепродуктов, допущенной в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.
147. По окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, начальник станции сообщает грузоотправителю расчет по причитающимся железной дороге и грузоотправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок.
Суммы, причитающиеся железной дороге или грузоотправителю, подлежат уплате в пятидневный срок.
В настоящее время ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации
148. Железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другому предприятию, организации, учреждению, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности вследствие:
а) вины грузоотправителя или грузополучателя;
б) особых естественных свойств перевозимого груза;
в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;
г) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;
д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.
О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 184
149. Железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
а) груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой, или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
в) груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;
г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.
В указанных случаях железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги.
Гражданский кодекс не предусматривает освобождение перевозчика от ответственности при исправности тары и пломб или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза
150. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом по разным накладным от одного грузоотправителя в адрес грузополучателя, в процессе перевозки обезличиваются (при перевалке с одного вида транспорта на другой, при перегрузке из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи или обратно и т. п.), то естественная убыль исчисляется исходя из общего веса всего обезличенного в пути груза.
Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных вагонах без признаков недостачи в пути, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза.
О возмещении ущерба, причиненного при перевозке груза см. Гражданский кодекс Российской Федерации
О порядке применения статьей 151 и 152 настоящего Устава см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 8043/95
151. Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:
а) за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;
б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;
в) за порчу и повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.
В случае использования железной дорогой для своих нужд каких либо грузов, принятых к перевозке, лица, виновные в этом, привлекаются в установленном порядке к ответственности, а железная дорога возмещает стоимость груза в двойном размере.
Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого груза железная дорога возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 22.07.69 N 571)
152. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя.
Железная дорога возмещает грузоотправителю или грузополучателю по претензиям стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет. Если по утраченному, недостающему, испорченному или поврежденному грузу грузоотправитель или грузополучатель обязан уплатить налог с оборота, а счет грузоотправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем претензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтвержденная справкой финансовых органов.
При внутрисистемных перевозках грузов, расчеты по которым между грузоотправителем и грузополучателем производятся по ценам без налога с оборота, а по реализации которых в бюджет уплачивается налог с оборота, грузополучатели могут представлять железной дороге вместо справки финансового органа выписку из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота.
Стоимость грузов,принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче.
153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах:
15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;
30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;
45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;
60 процентов провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;
75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки;
90 процентов провозной платы - при просрочке более пяти десятых срока доставки.
Если срок доставки груза не превышает 6 суток,железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:
15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;
30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;
45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;
60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;
75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток;
90 процентов провозной платы - за просрочку более 5 суток.
В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929).
154. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.
Однако, если груз прибыл по истечении указанных выше сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему железной дорогой за утрату груза.
155. За предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства груза с грузоотправителя, помимо взыскания причиненных железной дороге убытков, взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу, установленному для мелких отправок за все расстояние перевозки (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929).
155-1. За использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок они уплачивают железной дороге штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки. Указанный штраф взыскивается независимо от штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380)
156. За задержку свыше установленных сроков вагонов, поданных под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя, грузополучателя (простой вагонов), с грузоотправителя или с грузополучателя взыскивается штраф.
При простое обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) штраф взыскивается в следующих размерах:
60 копеек за вагон в час - при простое от 1 до 6 часов;
1 рубля 20 копеек за вагон в час - при простое от 7 до 12 часов;
1 рубля 80 копеек за вагон в час - при простое от 13 до 18 часов;
3 рублей за вагон в час - при простое свыше 18 часов.
Простой до 15 минут в расчет не принимается, простой 15 минут и более принимается за полный час.
При простое цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при простое рефрижераторных вагонов - в три раза.
В тех же размерах взыскивается штраф за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути.
При простое на путях железных дорог вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими, штраф за простой взыскивается в размере 50 процентов.
При задержке свыше установленных сроков под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой части вагонов рефрижераторного поезда или рефрижераторной секции штраф за простой взыскивается с грузоотправителя, грузополучателя как за вагоны, задержанные под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой, так и за вагоны поезда или секции, простаивающие в ожидании окончания грузовых операций.
При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размер штрафа за простой вагонов устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам.
Штраф за простой вагонов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
156-1. В случае, если подача грузоотправителю по его заявке порожних специальных вагонов для погрузки грузов, предусмотренных планом и заявкой, задерживается по причинам, зависящим от грузоотправителя, с него взыскивается за все время задержки вагонов на станции погрузки штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Если грузоотправитель уведомит станцию об отказе использовать эти вагоны, указанный штраф начисляется до момента получения станцией такого уведомления.
При отказе грузоотправителя от загрузки прибывших в соответствии с его заявкой на станцию погрузки порожних специальных вагонов и невозможности использования их в течение отчетных суток на данной станции другими грузоотправителями железной дорогой взыскивается с него кроме штрафа за невыполнение плана перевозок грузов плата за пробег этих вагонов от станции, с которой они были направлены, до станции погрузки, но не более чем за 300 километров.
Размер платы за пробег таких вагонов предусматривается в тарифах на грузовые перевозки (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
156-2. За задержку вагонов на строящихся железнодорожных линиях сверх установленных норм рабочего парка,а также за задержку вагонов на станциях, к которым примыкают эти линии, если задержка вызвана неприемом вагонов предприятием, организацией, осуществляющими строительство железнодорожной линии, это предприятие, организация уплачивает железной дороге штраф в следующих размерах:
30 копеек в час - за обыкновенный вагон;
60 копеек в час - за специальный вагон (кроме рефрижераторного);
90 копеек в час - за рефрижераторный вагон (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
157. За задержку контейнеров сверх установленных норм предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели уплачивают штраф в размере:
90 копеек в час за контейнер массой брутто 30 тонн,
60 копеек в час за контейнер массой брутто 20 тонн,
30 копеек в час за контейнер массой брутто 10 тонн,
20 копеек в час за контейнер массой брутто 5 тонн,
10 копеек в час за контейнер массой брутто 3 тонны,
5 копеек в час за контейнер массой брутто менее 3 тонн.
Штраф за задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов в контейнерах (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 21.08.74 N 650).
158. Грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров:
а) если простой вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы;
б) в случае подачи железной дорогой вагонов (контейнеров) в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных и выгрузочных пунктов грузоотправителя и грузополучателя.
159. За задержку вагонов и контейнеров, возникшую вследствие того, что к накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил, грузоотправитель уплачивает штраф в размере, установленном статьями 156, 157, и возмещает понесенные железной дорогой по этой же причине убытки.
159-1 Не действует. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.95 N 157).
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 733 постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 157 признано утратившим силу
160. Взыскание штрафов, предусмотренных статьями 51, 155-1, 156, 156-1, 156-2, 157, 159, 159-1, производится через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта) (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
161. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, порта, пристани. В этом случае железная дорога уплачивает штраф в размере 15 рублей за обыкновенный вагон и 30 рублей за специальный вагон в пользу грузоотправителя, порта, пристани, который обязан очистить и загрузить эти вагоны. На очистку вагонов грузоотправителю, порту, пристани предоставляется необходимое время, определяемое соглашением начальника станции с грузоотправителем, портом, пристанью.
В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава грузополучатель, порт, пристань уплачивают в пользу железной дороги штраф в тех же размерах (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
162. За повреждение вагонов или контейнеров на железнодорожном подъездном пути, в порту, на пристани, строящейся железнодорожной линии и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя на станции, за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.) грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, уплачивают железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения.
О практике разрешения споров, связанных с повреждением вагонов, контейнеров и съемных перевозочных приспособлений, принадлежащих железным дорогам см. инструктивные указания Госарбитража СССР от 14 февраля 1975 г. N И-1-6
Грузоотправитель, грузополучатель, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, обязаны также возместить железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения подвижного состава, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
Об ответственности грузоотправителей и грузополучателей см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9
О порядке применения статьи 163 настоящего Кодекса см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 18 июня 1982 г. N И-1-2
163. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога уплачивает им штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки.
При повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога обязана их отремонтировать и уплатить владельцу подвижного состава и контейнеров штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава или контейнеров, а также возместить убытки, понесенные им вследствие повреждения подвижного состава и контейнеров, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.
За утраченный железной дорогой подвижной состав, принадлежащий предприятиям, организациям или учреждениям, железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380).
164. По прибытии груза на станцию назначения всю ответственность перед железной дорогой по данной перевозке несет грузополучатель.
При этом грузополучатель может взыскать с грузоотправителя уплаченные им железной дороге вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы, а также расходы и убытки, связанные с перевозкой.
Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой несет грузоотправитель.
165. Железная дорога несет материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по ее вине.
За утрату, недостачу, порчу или повреждение багажа железная дорога несет ответственность в следующих размерах:
а) багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;
б) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, - в размере, предусмотренном тарифом.
За просрочку в доставке багажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50 процентов провозной платы.
Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который должен прибыть багаж.
Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится начальником станции назначения при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира.
Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.
166. При обнаружении в сдаваемом к перевозке багаже предметов, перевозка которых багажом запрещена (статья 132), владелец багажа уплачивает штраф в размере пятикратной стоимости провоза багажа, а в подлежащих случаях привлекается к уголовной ответственности.
167. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Устава, несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Устава.
168. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при железнодорожной перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
б) порчи и повреждения груза или багажа;
в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;
г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа;
д) непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 часов после оформления в товарной конторе кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила перечисленные выше обстоятельства или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза или багажа.
Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается правилами.
169. До предъявления к железной дороге иска, вытекающего из настоящего Устава, обязательно предъявление к ней претензии.
Право на предъявление к железной дороге претензий и в соответствующих случаях исков имеют:
а) в случае утраты груза:
грузополучатель - при условии представления грузовой квитанции с отметкой станции назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза;
грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции;
б) в случае недостачи, порчи или повреждения груза грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему железной дорогой, или представления накладной с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта (в случае его утраты), или представления накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта;
в) в случае просрочки в доставке груза - грузополучатель при условии представления накладной;
г) в случае задержки выдачи груза - грузополучатель при условии представления накладной и акта;
д) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, в случае недостачи, порчи, повреждения или просрочки в доставке багажа - предъявитель выданного железной дорогой акта о недостаче, порче, повреждении или просрочке в доставке багажа.
О предъявлении претензий и исков см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9
170. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к управлению железной дороги назначения.
Претензии, возникающие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к управлению железной дороги отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.
Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;
См. Правила предъявления и рассмотрения претензий, утвержденные МПС СССР 21 сентября 1965 г.
б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), автостанция (агентство, автохозяйство) или аэропорт.
Претензии грузоотправителей о штрафах предъявляются к управлению железной дороги отправления.
Министерство путей сообщения может возлагать рассмотрение претензий на отделения железных дорог и станции.
171. Не допускается предъявление требований грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог на сумму менее 10 рублей по каждой накладной, за исключением претензий о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза, прибывшего одновременно по нескольким накладным, на общую сумму не менее 10 рублей, а также претензий от граждан.
172. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем - вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации.
Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на документе.
173. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию.
К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами
174. Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.
Указанные сроки исчисляются:
а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;
б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки - по претензиям о возмещении за утрату груза;
в) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;
г) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа;
д) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;
е) по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа, - по претензиям о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок;
ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) железной дороги о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;
з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях.
175. Железная дорога обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:
а) в течение 3 месяцев- по претензиям, возникшим из перевозок в железнодорожном сообщении;
б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;
в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.
176. О результатах рассмотрения претензии железная дорога должна сообщить заявителю.
При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии в уведомлении должно быть указано основание решения железной дороги со ссылкой на соответствующие статьи настоящего Устава. В этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю.
Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю, то претензия возвращается железной дорогой заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета с фактическим грузополучателем или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.
177. Иски к железным дорогам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение сроков, указанных в статье 175.
Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой была предъявлена претензия, в двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги или со дня истечения срока, установленного для ответа.
По претензиям на сумму до 100 рублей решение начальника железной дороги является окончательным.
178. Иски железных дорог к грузоотправителям, грузополучателям и пассажирам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд в течение 6 месяцев.
Указанный шестимесячный срок исчисляется:
а) по взысканию штрафа за невыполнение плана перевозок - по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа;
б) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.
Об ответственности железных дорог согласно статье 179 настоящего Устава см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 1996 г. N 2817/96
179. На признанную сумму претензии или сумму, выплачиваемую по решениям арбитража или суда, железная дорога уплачивает 3 процента годовых.
Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начиная со дня предъявления претензии.
В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители и грузополучатели по предъявленным к ним железной дорогой требованиям, возникшим из перевозки груза.
В этих случаях проценты начисляются со дня предъявления железной дорогой письменных требований об уплате соответствующих сумм по день уплаты.
По претензиям и искам о штрафах проценты не начисляются во всех случаях.
------------------------------------------------------------
*1) В настоящее время предварительное извещение о запрещении погрузки в определенных направлениях адресуют Госснабу СССР, министерствам и другим заинтересованным организациям.
*2) В настоящее время - приемосдатчиком железной дороги.
*3) В настоящее время сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает МПС по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР.
*4) Порядок выдачи грузов на станции назначения, предусмотренный статьей 65 для муки и крупы, перевозимых в мешках со стандартным весом, распространен постановлением Совета Министров СССР от 26 октября 1964 г. N 881 (СП СССР, 1964, N 21, ст. 130) на сахар, перевозимый по железным дорогам в мешках со стандартным весом, а распоряжением Совета Министров СССР от 13 июня 1964 г. N 1155 - на семена кукурузы, перевозимые в мешках со стандартным весом.
*5) В настоящее время - Государственным комитетом СССР по ценам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.