Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"
(одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол N 1)
Настоящее Правило (стандарт) фактически прекратило действие
См. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
О Правилах (стандартах) аудиторской деятельности см. справку
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации одобрен 9 февраля 1996 г. (протокол N 1) "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности".
Данный Порядок рекомендован для применения в аудиторской деятельности со дня его опубликования в средствах массовой информации при подготовке аудиторских заключений на бухгалтерской отчетности экономических субъектов начиная с отчетности за 1995 г.
Сделанные до этого аудиторские заключения имеют ту же силу, что и составленные в соответствии с настоящим Порядком.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан на основании Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263.
Указом Президента РФ от 13 декабря 2001 г. N 1459 названный Указ признан утратившим силу
См. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
1.2. Настоящий документ устанавливает единый порядок составления аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно *1), аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности экономических субъектов в Российской Федерации.
1.3. Настоящий Порядок не является обязательным при составлении аудиторских заключений по результатам:
аудита бухгалтерской отчетности, подготовленной по правилам, отличным от действующих в Российской Федерации;
аудита, целью деятельности которого не является выражение мнения аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
2. Назначение аудиторского заключения
2.1. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.
2.2. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
2.3. Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжить деятельности и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.
2.4. По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
2.5. В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
2.6. В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
2.7. В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
2.8. Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим Порядком форме.
2.9. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны содержание и форма его.
3. Принципы составления аудиторского заключения
3.1. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.
3.2. В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами "бухгалтерская отчетность". В последнем случае под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Обозначение объекта аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование экономического субъекта.
3.3. В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами.
3.4. Если аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, то такая бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта независимо от географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств.
Отклонения от настоящего положения должны быть раскрыты в аудиторском заключении при указании на объект аудита.
3.5. Аудиторское заключение о сводной бухгалтерской отчетности экономических субъектов составляется аудиторской фирмой по специальному соглашению с этим субъектом.
3.6. При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации не устанавливают более жесткие требования.
3.7. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита; никакие иные существенные обстоятельства на были обнаружены аудиторской фирмой при проведении аудита.
Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.
3.8. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
3.9. Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
3.10. Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке.
В случаях, предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском заключении удостоверяются соответствующими печатями.
3.11. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.
3.12. Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
3.13. В аудиторском заключении исправления не допускаются.
4. Состав и содержание аудиторского заключения
4.1. Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Примерные формы аудиторских заключений приведены в приложениях к настоящему Порядку.
4.2. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.
4.3. Вводная часть аудиторского заключения
4.3.1. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме.
4.3.2. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна включать:
название документа в целом - "Аудиторское заключение";
юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;
номер расчетного счета аудиторской фирмы;
фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;
4.3.3. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать:
название документа в целом - "Аудиторское заключение";
фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;
номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер регистрационного свидетельства аудитора;
номер банковского счета аудитора.
4.4. Аналитическая часть аудиторского заключения
4.4.1. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
4.2.2. Аналитическая часть должна включать:
название данной части;
кому адресована аналитическая часть;
наименование экономического субъекта;
объект аудита;
общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;
общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
4.4.3. Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Отчет аудитора".
4.4.4. Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом. *2)
4.4.5. Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать:
ответственность исполнительного органа экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;
цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;
общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта;
описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
4.4.6. Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должно включать:
общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
4.4.7. Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:
цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
общую оценку соответствия, во всех существенных отношениях, совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству;
описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству;
ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
4.4.8. Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.
4.5. Итоговая часть аудиторского заключения
4.5.1. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4.5.2. Итоговая часть должна включать:
название данной части;
кому адресована итоговая часть;
наименование экономического субъекта;
объект аудита;
указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;
изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;
мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;
дату аудиторского заключения.
4.5.3. Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Заключение аудитора".
4.5.4. Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.
4.5.5. В итоговой части должен быть указан нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации и которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).
4.5.6. В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что:
экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит;
аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4.5.7. Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудиторской фирмы к проведению аудита. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).
4.5.8. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью в соответствии с положениями раздела 2 настоящего Порядка.
4.5.9. Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4.6. Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению
4.6.1. Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
4.6.2. В целях идентификации бухгалтерская отчетность должна быть помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.
4.6.3. Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.
Если аудиторской заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены экономическим субъектом в установленном порядке.
Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.
5. Представление аудиторского заключения
5.1. Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения:
не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита;
не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.
5.2. Каждый экземпляр аудиторского заключения вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.
5.3. Аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом.
5.4. Экономический субъект несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы и др.
Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
Настоящий Порядок применяется для составления аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности за 1995 год и далее впредь до введения в действие федерального закона об аудиторской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол N 1)
Текст правила (стандарта) опубликован в "Финансовой газете", 1996, N 11, в газете "Экономика и жизнь", 1996, N 13, в журнале "Аудиторские ведомости", 1997 г., N 7, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1996 г., N 8
Настоящее Правило (стандарт) фактически прекратило действие
См. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696