Верховным Советом Российской Федерации 14 мая 1993 г. принят Закон Российской Федерации N 4973-1 "О зерне", введенный в действие со дня опубликования (опубликован в Российской газете" от 29.05.93 N 102).
1. Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.
2. На основании статьи 4 Закона государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.
3. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне Законом предусмотрено создание федерального фонда зерна и региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.
4. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.
Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд с выдачей им государственных лицензий.
Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.
5. Для закупки и поставки зерна в региональные фонды зерна органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются региональные заказчики, наделенные правом передавать на конкурсной основе часть своих полномочий предприятиям, учреждениям и организациям с выдачей им лицензий.
6. В соответствии со статьей 3 Закона производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.
7. Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.
8. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей гарантируют производителям зерна авансовую оплату в размере не менее 40 процентов стоимости законтрактованного объема поставок зерна и семян по нижнему гарантированному уровню закупочных цен.
В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге". Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.
9. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды.
10. В случае невыполнения контракта в установленный срок, по объемам поставок зерна либо по оговоренным обязательствам (за исключением случаев стихийных бедствий) виновная сторона уплачивает пострадавшей неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции либо от стоимости оговоренных контрактом обязательств.
При невыполнении обязательств по контракту, кроме уплаты неустойки, пострадавшей стороне возмещаются убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Глава IV Закона содержит нормы, регулирующие рынок зерна.
Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово-закупочных операциях с зерном.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей устанавливают порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном.
Лицензии на осуществление торгово-закупочных операций с зерном выдаются на основе заранее определенных, а также возможных дополнительных условий, способствующих развитию торговли и производства зерна.
Лицензия не может быть выдана до тех пор, пока обратившееся за ней лицо не докажет финансовую и производственную возможность обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно устанавливаемых условий.
Каждый лицензиат до начала сельскохозяйственного года согласовывает в установленном Правительством Российской Федерации порядке максимальные размеры оплаты за предоставляемые услуги, связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.
12. Арбитражным судам следует иметь в виду, что споры о понуждении поставщиков заключить контракт с государственным заказчиком на закупку зерна не подлежат рассмотрению в арбитражных судах.
Возникшие при заключении государственного контракта разногласия по отдельным условиям контракта о принятии заказа на поставку зерна подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель |
В.Ф. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 1993 г. N С-13/ОСЗ-214 "В связи с принятием Закона "О зерне"
Текст письма опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9, 1993 г.