В связи с поступающими запросами из ряда территорий с просьбами разъяснить порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, Госкомсанэпиднадзора России сообщает, что данный вопрос регулируется Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации".
Указанное Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (госземконтроль). Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. К специально уполномоченным государственным органам, осуществляющим госземконтроль относятся:
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой:
- осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией;
- организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;
- принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
- участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экономическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
- информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
- участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
Кроме того, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют государственный контроль за:
1. соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства;
2. предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных инфекционных заболеваний.
Однако, как показал анализ, в ряде территорий Российской Федерации (Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Костромская, Нижегородская области) в 1994 году не было исследовано ни одной пробы почвы на содержание остаточных количеств пестицидов и солей тяжелых металлов в местах возделования сельско-хозяйственных культур. В тоже время в целом по российской Федерации за 1993-1994 годы от 23 до 40% проб почв в местах производства растениеводческой продукции не отвечает гигиеническим требованиям по содержанию токсичных элементов. Практически в трети территорий не производится радиологический контроль почв.
Должностные лица органов, осуществляющих госземконтроль, в том числе и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
О порядке передачи материалов о нарушениях земельного законодательства в органы прокуратуры см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 22 сентября 1995 г. N 7/3-1-8795 и Роскомзема от 31 августа 1995 г. N 7
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиораторативных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и имеют право:
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, использовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, с учетом установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
В соответствии с "Положением" Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в 2-месячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
О порядке наложения штрафов за нарушения земельного законодательства см. постановление СМ РФ от 23 декабря 1993 г. N 1362
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации налагают штрафы за:
1. в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв, при строительстве без разрешительной документации;
2. проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
3. загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;
4. уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства поступают при наложении их:
органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - на формирование внебюджетных экологических фондов;
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
О подведомственности споров арбитражному суду о признании недействительными административных актов специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль, см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 августа 1995 г. N 5416/95
Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда.
Учитывая изложенное прошу Вас установить строгий контроль за использованием и охраной земель в соответствии с установленным порядком, возложенными функциями и в пределах своей компетенции, применяя в полном объеме права, установленные Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Информацию о проделанной работе с результатами лабораторных наблюдений прошу направлять ежегодно в составе материалов к докладу "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Начальник Управления
санитарно-эпидемиологического надзора и экспертизы,
заместитель Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации |
В.И.Чибураев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госкомсанэпиднадзора РФ от 9 ноября 1995 г. N 11-20/23-111 "О разъяснении порядка осуществления контроля"
Текст письма официально опубликован не был