В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 настоящее постановление не подлежит применению на территории Российской Федерации, в части применения гражданского процессуального законодательства
В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" обращено внимание на серьезные недостатки в природоохранной деятельности, в частности на необеспеченность комплексного подхода к решению вопросов охраны природы. В этой связи на XIX Всесоюзной партийной конференции указывалось, что активизация усилий по охране природной среды является одной из первостепенных государственных задач.
Обсудив применение судами законодательства при рассмотрении дел о лесонарушениях, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в судебной практике по-прежнему допускаются существенные ошибки и недостатки.
Многие суды, вопреки действующему лесному законодательству и постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1969 г. "О судебной практике по делам о лесонарушениях", не выясняют, правильно ли изложены в протоколе о лесонарушении данные о виде допущенного нарушения, в который раз оно совершено, была ли изъята у ответчика лесопродукция, правильно ли определен размер ущерба, причиненного лесонарушением.
Установив, что наряду с ответчиком в лесонарушении виновны и должностные лица органов лесного хозяйства, суды иногда не привлекают их к участию в деле и не возлагают на них обязанность по возмещению ущерба в установленном законом размере.
Имеются факты снижения судами размера возмещения за ущерб, причиненный лесонарушениями, по основаниям, не предусмотренным законом (ч. 2 ст. 93 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Во многих решениях не приводятся мотивы уменьшения размера такого возмещения.
Об уменьшении судом размера возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, см. статью 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)
В случае удовлетворения иска судами нередко не решается вопрос об изъятии лесопродукции, сданной лесонарушителю на хранение, либо, при невозможности изъятия, о взыскании ее стоимости.
Удовлетворяя иски, суды иногда без всяких к этому оснований не взыскивают с ответчиков государственную пошлину.
Судами не используются все предусмотренные законом возможности в борьбе с лесонарушениями. Все еще не придается должного значения выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушениям лесного законодательства, предупреждению лесонарушений, постановке вопроса перед органами лесного хозяйства и соответствующими должностными лицами об обеспечении надлежащей охраны лесов.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что их важнейшей задачей является принятие всех возможных мер, способствующих сохранению лесных богатств, предупреждению случаев рубки леса без надлежащего разрешения, повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем и других действий, наносящих ущерб лесному хозяйству.
При вынесении решений по этим делам судам надлежит строжайше соблюдать требования действующего лесного законодательства и указания, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1969 г. "О судебной практике по делам о лесонарушениях".
2. В связи с изменением законодательства об ответственности за лесонарушения и возникшими в судебной практике вопросами внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1969 г. "О судебной практике по делам о лесонарушениях" следующие изменения и дополнения:
1) В первом абзаце п. 2 слова "предприятиями, организациями и учреждениями" изложить в следующей редакции: "предприятиями, учреждениями и организациями".
2) Первое предложение второго абзаца п. 2 изложить в следующей редакции:
"При повреждении полезащитных лесонасаждений на землях колхозов, совхозов, других государственных и общественных хозяйств скотом, птицей, автомобилями, тракторами, комбайнами, другими машинами или гужевым транспортом наступает материальная ответственность, установленная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. "Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах" (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1987 г.)".
3) Второй абзац п. 3 изложить в следующей редакции:
"Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежит изъятию и передаче соответствующему предприятию, учреждению, организации, ведущей лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права. В тех случаях, когда незаконно добытая лесопродукция была сдана на хранение лесонарушителю либо неправомерно осталась у него, суды, наряду с возмещением ущерба, должны разрешать вопрос о ее изъятии и передаче соответствующему предприятию, учреждению или организации, ведущей лесное хозяйство, либо лесопользователю, права которого были нарушены, для реализации. При невозможности изъятия лесопродукции с лесонарушителя, помимо сумм в возмещение ущерба, причиненного лесонарушением, взыскивается также стоимость незаконно добытой продукции: древесины - по таксам отпуска ее на корню, а другой продукции (сена, орехов, плодов) - по заготовительным ценам, независимо от того, было ли заявлено такое требование".
4) Дополнить п. 3 пятым и шестым абзацами следующего содержания:
"Согласно ст. 455 ГК РСФСР и соответствующим статьям ГК других союзных республик лица, совместно причинившие вред лесонарушением, несут солидарную ответственность по возмещению ущерба. Долевая ответственность может быть применена в отношении этих лиц лишь в отдельных случаях, в интересах истца, если такой порядок взыскания обеспечит более быстрое и полное возмещение ущерба, причиненного лесонарушением.
Об ответственности за совместно причиненный вред, см. статью 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)
Обратить внимание судов на то, что при уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем в сумму ущерба включаются также все расходы по тушению пожара. Возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением находящихся в лесу зданий, сооружений и другого имущества в результате пожара, возникшего вследствие лесонарушения, производится в порядке и размерах, предусмотренных общими нормами гражданского и трудового законодательства (ст. ст. 88, 90 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде)".
5) Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Присужденные решением суда суммы в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушениями (в том числе с колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций) и их объединений по ведению лесного хозяйства за совершенные ими лесонарушения в колхозных лесах), взыскиваются в бюджет союзной республики, если иное не установлено законодательством Союза ССР и союзных республик. Суммы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями в колхозных лесах, с предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе и с членов данного колхоза, зачисляются в доход колхоза, межхозяйственного предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства".
6) Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Материальную ответственность за ущерб, причиненный лесному хозяйству самовольной пастьбой скота, уничтожением или повреждением при выпасе скота лесных культур, сеянцев и саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовозобновление, несут виновные в потраве лица (владельцы скота, пастухи, другие лица).
Если ущерб лесному хозяйству причинен по вине пастухов или других лиц при исполнении ими своих трудовых обязанностей, материальная ответственность возлагается в полном объеме на соответствующее предприятие, учреждение, организацию, с которым указанные лица находятся в трудовых правоотношениях (ч. 3 ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Право регрессного требования к этим лицам возникает со времени возмещения ущерба предприятием, учреждением, организацией.
Ущерб, подлежащий возмещению по регрессному иску, согласно действующему законодательству определяется в ограниченном или полном размере".
7) Пункт 7 дополнить третьим абзацем следующего содержания:
"Должностные лица лесозаготовителя и органов лесного хозяйства, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, связанного с лесозаготовкой, несут материальную ответственность в соответствии с нормами трудового законодательства (ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде)".
8) Пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
"При удовлетворении иска с ответчика взыскиваются судебные расходы на основании статей 80, 90 и 95 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик".
9) В п. 10 слова "за лесонарушения в лесах СССР" заменить словами "за нарушение лесного законодательства", а слова "акте" - словом "протоколе". Исключить из этого пункта слово "(акт)".
10) Дополнить п. 10 вторым и третьим абзацами следующего содержания:
"При неизвестности места пребывания ответчика по делу о возмещении ущерба, причиненного лесонарушением, суд на основании ч. 3 ст. 112 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик вправе обсудить вопрос об объявлении его розыска.
По делам о возмещении ущерба, причиненного лесонарушениями, применяются сроки исковой давности, предусмотренные ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Срок исковой давности по спорам, связанным со взысканием ущерба, причиненного лесонарушением, исчисляется со дня, когда органу лесного хозяйства стало известно о лесонарушении".
11) Дополнить п. 11 третьим абзацем следующего содержания:
"Установив при рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного самовольной пастьбой скота или незаконной рубкой леса, факты необоснованного отказа в выделении гражданам земельных участков для пастьбы скота либо необеспечения их топливом, суды обязаны реагировать на это (например, путем вынесения частных определений), добиваясь устранения недостатков в удовлетворении законных требований граждан".
3. Во втором абзаце подпункта "в" п. 21 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. "О практике применения судами законодательства об охране природы" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 16 января 1986 г. N 2 и от 18 апреля 1986 г. N 10) слова "(с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР и от 8 сентября 1982 г.)" заменить словами "(в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1987 г.)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 10 "О ходе выполнения судами законодательства при рассмотрении гражданских дел о лесонарушениях"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1988 г., N 6, с. 4, в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", ноябрь 1988 г., N 11