Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 ноября 1990 г. N 9
"О выполнении судами руководящих разъяснений
Пленума Верховного Суда СССР
о практике применения законодательства об охране природы"
В связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 настоящее постановление признано не действующим на территории Российской Федерации
Обсудив вопрос о выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. "О практике применения судами законодательства об охране природы", Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что за последние несколько лет в условиях резкого ухудшения экологической обстановки и постоянного увеличения нарушений природоохранительного законодательства значительно сократилось поступление в суды уголовных дел о преступлениях, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, земли, морей, озер и рек, а также об иных преступлениях, ведущих к нарушению экологической стабильности в стране и причиняющих непоправимый вред здоровью людей, животному и растительному миру, земле и ее недрам. Сократилось число дел по искам о возмещении материального ущерба, причиненного лесонарушениями, незаконной охотой, уничтожением рыбных запасов, загрязнением воздуха, земли и воды, а также другими нарушениями законодательства об охране природы.
Результаты обобщения судебной практики свидетельствуют, что при рассмотрении судами гражданских и уголовных дел, связанных с нарушениями законодательства об охране природы, еще не изжиты многие ошибки и недостатки, на которые обращалось внимание в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г., а принимаемые меры к улучшению качества рассмотрения дел указанной категории являются недостаточными.
Судами не всегда соблюдаются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. При наличии к тому оснований суды не во всех случаях ставят перед органами дознания и предварительного следствия вопрос о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об охране природы всех лиц, участвовавших в совершении преступления, а также о предъявлении дополнительного обвинения в случаях, когда в действиях лиц, привлеченных к ответственности за эти нарушения, содержатся признаки других преступлений (злоупотребление служебным положением, незаконное использование транспортных средств и т.п.).
В ряде случаев не соблюдаются требования закона об индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране природы. Не всегда обсуждаются вопросы применения дополнительных мер наказания в виде конфискации имущества, а также лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Судами все еще допускается немало ошибок при определении размера и порядка возмещения материального ущерба, причиненного лицами, виновными в нарушении природоохранительного законодательства, а иногда вообще не обсуждается вопрос о возмещении материального ущерба. Имеют место факты уменьшения судами размера возмещения ущерба по основаниям, не предусмотренным законом, либо без приведения мотивов такого решения. Вопреки разъяснению Пленума суды не всегда правильно решают судьбу незаконно добытой продукции.
Не по всем делам выясняются причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, связанных с нарушением законодательства об охране природы.
Установив при рассмотрении дел факты загрязнения окружающей среды, причинения вреда объектам природы, суды не всегда реагируют на это частными определениями в адрес соответствующих организаций или должностных лиц и в необходимых случаях не ставят вопроса о привлечении виновных к ответственности.
Суды кассационной и надзорной инстанций не по всем делам устраняют ошибки, допущенные нижестоящими судами, редко и недостаточно глубоко анализируют и обобщают практику рассмотрения гражданских и уголовных дел указанных категорий.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Судам принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и обеспечению высокого уровня судебного разбирательства по делам об охране природы, строгому соблюдению требований закона, а также выполнению постановлений Пленума Верховного Суда СССР по вопросам применения природоохранительного законодательства.
При рассмотрении дел о преступлениях, связанных с нарушениями законодательства об охране природы, тщательно выяснять соблюдаются ли органами дознания и предварительного расследования требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления.
В целях обеспечения принципа неотвратимости ответственности за загрязнение почвы, рек, озер, морей и атмосферного воздуха, уничтожение лесов, животного и растительного мира судам надлежит принимать меры к тому, чтобы все лица, участвовавшие в совершении преступления, были привлечены к установленной законом ответственности.
2. В связи с возникшими в судебной практике вопросами внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об охране природы" следующие изменения и дополнения:
а) абзац второй п. 2 изложить в следующей редакции:
"В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других специалистов";
б) дополнить постановление пунктом 8.1 следующего содержания:
"8.1. Должностные лица, в результате действий или бездействия которых произошла порча земли, загрязнение ее производственными и иными отходами или сточными водами, отвечают по соответствующим статьям УК союзных республик за нарушение природоохранительного законодательства. Если уголовным законодательством не предусмотрена специальная ответственность за порчу или загрязнение земли, но в содеянном имеются признаки должностного преступления, то указанные лица отвечают за халатность либо иное должностное преступление".
в) абзац первый п. 9 дополнить следующим предложением:
"При этом к рыбному промыслу надлежит относить и лов рыбы лососевых и осетровых пород с целью заготовки икры";
г) дополнить постановление пунктом 10.1 следующего содержания:
"10.1. По спорам о возмещении ущерба, причиненного незаконным выловом рыбы, выращиваемой колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями, а также гражданами, надлежащими истцами являются указанные предприятия, организации или граждане, а не органы инспекции рыбоохраны";
д) дополнить пункт 12 абзацем вторым следующего содержания:
"Под применением транспортных средств при незаконной охоте следует понимать использование этих средств непосредственно в процессе охоты, в частности, при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц";
е) дополнить пункт 20 абзацем вторым следующего содержания:
"При рассмотрении дел о незаконном занятии рыбным промыслом судам следует иметь в виду, что наличие квалифицирующих признаков состава преступления (вылов ценных пород рыб, повторность совершения преступления) не исключает применения в необходимых случаях ч. 2 ст. 7 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. При обсуждении вопроса о малозначительности деяния необходимо учитывать количество, объем, стоимость выловленной рыбы, а также орудия, способы и приемы незаконного лова".
Абзац второй считать абзацем третьим;
ж) дополнить постановление пунктом 20.1 следующего содержания:
"20.1. Решая вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания на основании ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик по мотиву, что деяние, содержащее признаки преступления, не представляет большой общественной опасности, необходимо учитывать экологическую ценность продукции незаконных рыбных промыслов, охоты, порубки леса, количество и размеры добытого и его стоимость.
При определении размера штрафа как меры административного взыскания следует руководствоваться статьей 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. (с изменениями, внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. и 29 мая 1987 г.) "О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик";
з) дополнить подпункт "г" пункта 21 постановления абзацем вторым следующего содержания:
"В соответствии с названными таксами ущерб, причиненный незаконной заготовкой икры осетровых и лососевых рыб, возмещается в размере трехкратной стоимости заготовленной икры согласно розничным ценам на икру высшего сорта, а стоимость выловленной рыбы - по таксе в однократном размере";
и) дополнить постановление пунктом 21.1 следующего содержания:
"21.1. В случае причинения ущерба в результате наезда на диких животных, если при этом судом установлено, что водителем автомобиля или другого транспортного средства не было допущено нарушений правил дорожного движения и в сложившейся ситуации предотвратить наезд было невозможно, ответчики подлежат освобождению от имущественной и иной ответственности за гибель или повреждение животного";
к) пункт 22 постановления после слов "лишь в исключительных случаях" дополнить словами "при условии, что преступление не носило корыстного характера";
л) дополнить пункт 25 абзацем вторым следующего содержания:
"При удовлетворении иска природоохранительного органа в порядке гражданского судопроизводства государственная пошлина, от уплаты которой истец в силу закона освобожден, взыскивается в соответствии со ст. 95 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований";
м) дополнить пункт 26 абзацем вторым следующего содержания:
"Не могут быть признаны орудиями преступления транспортные средства, если они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной охоты, порубки леса, рыбного промысла и перевозки добытого";
н) дополнить пункт 27 абзацем третьим следующего содержания:
"Штраф, наложенный за экологические правонарушения по постановлению административного органа или должностного лица, взыскивается с нарушителя в бесспорном порядке из заработка (стипендии, пенсии и т. д.). Заявления о взыскании штрафа суду неподведомственны".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 ноября 1990 г. N 9 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР о практике применения законодательства об охране природы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Верховного Суда СССР, 1991 г., N 2, стр.8
В связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 настоящее постановление признано не действующим на территории Российской Федерации