Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Смирновой Н.А.
При секретаре Полункиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Судогде Владимирской области гражданское дело по иску Забалуевой Т.А. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Владимирской области о повышении оклада за работу в сельской местности, связанную со здравоохранением,
УСТАНОВИЛ:
Забалуева Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области о повышении оклада за работу в сельской местности, связанную со здравоохранением. В обосновании заявленных требований указала, что она с 01.04.1990 года по 18.04.2011 года работала в Головинской участковой больнице в качестве акушерки и ей, как работнику здравоохранения, работающему в сельской местности, был установлен повышенный оклад на 25%, который она получала ежемесячно. 19.04.2011 года она в порядке перевода была принята на работу в Дом ребенка ФКУ ИК-1 на должность медицинской сестры палатной, где и работает по настоящее время. Сразу после трудоустройства в Дом ребенка ФКУ ИК 1 она была направлена на учебу для повышения квалификации до конца мая 2011 года, поэтому первую зарплату получила в июле 2011 года. При получении заработной платы в августе 2011 года она обратила внимание на то, что надбавка в виде 25% как работнику здравоохранения, работающему в сельской местности, ей не начислена. После обращения к руководству ФКУ ИК-1 ей был дан ответ, что повышение оклада на 25% за работу в сельской местности не может быть ей установлен по причине того, что она принята на работу в систему здравоохранения в сельской местности после 01.01.2005 года. Считает, что данным отказом были нарушены ее трудовые права, поскольку в соответствии с п.7 приложения N 4 Приказа ФСИН РФ от 13.11.2008 года за N 624 " Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно- исполнительной системы" специалистам социально- культурной сферы здравоохранения, работающим в сельской местности установлены повышенные на 25% оклады. Данное положение распространяется на работников, работающих в сельской местности и вступивших в трудовые отношения до 01.01.2005 года. Так как в качестве акушерки Головинской участковой больницы она начала работать с 01.04.1990 года, никакого перерыва в работе в системе здравоохранения у нее не было, в Дом ребенка в ФКУ ИК-1 она была принята в порядке перевода, поэтому надбавка к окладу 25% как работнику здравоохранения за работу в сельской местности ей должна начисляться и выплачиваться. В связи с этим просит суд обязать Федеральное казенное учреждение исправительную колонию N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Владимирской области установить ей повышенный на 25% оклад как специалисту здравоохранения, работающему в сельской местности с 19.04.2011 года.
В дальнейшем истец уточнила свои исковые требования, указав в них, что в соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 - ФЗ вновь установленные размеры и условия оплаты труда ( включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда ( включая надбавки и доплаты), предоставляющихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Поэтому считает, что для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, вступивших в трудовые отношения до 01.01.2005 года, повышенные тарифные ставки (оклады) должны сохраняться в рамках длящихся правоотношений в полном объеме.
В судебном заседании истец Забалуева Т.А. и ее представители Забалуев С.В. и адвокат Хищенко И.Ю. (действующая по ордеру) уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, и просили их удовлетворить, возражали против применения срока исковой давности. В ходе рассмотрения дела Забалуева Т.А. также пояснила, что с трудовым договором и приказом о приеме ее на работу она была ознакомлена. Копия трудового договора была ей выдана. Указала также, что о неначислении ей повышенного на 25% оклада как специалисту здравоохранения, работающему в сельской местности она узнала в августе 2011 года и сразу же устно обратилась к работодателю, однако поскольку никакого решения принято не было, то в марте 2012 года она обратилась с письменным заявлением, ответ на который она получила лишь в конце марта 2012 года, в связи с чем считает, что срок исковой давности ей не пропущен.
Представитель ответчика - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области Юдина Д.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что истец в трудовые отношения с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области вступила с 19.04.2011 г., а также просила применить срок исковой давности, поскольку Забалуева Т.А. узнала о нарушении своих прав в августе 2011 года, при получении заработной платы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленных требований в лице УФСИН России по Владимирской области, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства на судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление из которого следует, что УФСИН России по Владимирской области возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истец в период с 01.01.1990 года по 18.04.2011 года работала в Головинской участковой больнице в качестве акушерки. 19.04.2011 года с Забалуевой Т.А. был заключен трудовой договор, в соответствии с которым она была принята на работу в Дом ребенка ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области на должность медицинской сестры. В соответствии с п.7 приложения N 4 Приказа ФСИН РФ от 13.11.2008 года за N 624 " Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральный бюджетных учреждений уголовно- исполнительной системы" предусмотрено установление специалистам социально- культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в сельской местности, повышенных на 25% окладов ( тарифных ставок) по сравнению с окладами ( тарифными ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, но вступивших в данные трудовые отношения до 01.01.2005 года. Указанные временные рамки распространения указанного 25% повышения ставок заработной платы были установлены ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. Таким образом, трудовые отношения между Забалуевой Т.А. и ФКУ ИК -1 УФСИН России по Владимирской области возникли лишь с 19.04.2011 года.
Суд, выслушав мнение истца и ее представителей, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой Государственного Бюджетного учреждения Здравоохранения Владимирской области "Судогодская Центральная районная больница им. Поспелова" N 22 от 15.03.2012 года, Забалуева Т.А. с 01.04.1990 года работала в Судогодской ЦРБ в должности акушерки Головинской амбулатории ( на основании приказа N 30 от 02.04.1990 года) по 18.04.2011 года ( на основании приказа N 109 -К от 04.04.2011 года). За данный период работы она получала доплату за работу на селе в размере 25% к должностному окладу.
На основании приказа N 128-лс от 19.04.2011 года, Забалуева Т.А. на основании ее заявления от 19.04.2011 г., в порядке перевода из муниципального учреждения здравоохранения Судогодского района "Судогодская центральная районная больница им. Поспелова" принята на работу в Дом ребенка Федерального казенного учреждения исправительная колония N 1 УФСИН России по Владимирской области в качестве медицинской сестры палатной постоянно в порядке перевода из муниципального учреждения здравоохранения Судогодского района "Судогодская центральная районная больница им. Поспелова", с тарифной ставкой 4100 рублей 32 копейки с доплатами : 50% за работу в исправительной колонии, 20% за работу с детьми, 30% за медстаж.
19.04.2011 года между Забалуевой Т.А. и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, был заключен трудовой договор N 17, из п. 10 которого следует, что работнику устанавливается должностной оклад в размере 4100 рублей и надбавки (доплаты) в размере : 30% за медстаж, 20% за работу с детьми, 50 % за особые условия труда.
С приказом о приеме на работу и трудовым договором, копия которого была получена Забалуевой Т.А., истец была ознакомлена, что не оспаривалось и ей самой в ходе судебного разбирательства.
16.03.2012 года Забалуева Т.А. обратилась с заявлением к начальнику ФКУ ИК -1 УФСИН России по Владимирской области Лапшину Н.Н. о доплате ей 25% к должностному окладу за работу на селе с 19.04.2011 года.
Из ответа ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области за ... от 30.03.2012 года следует, что поскольку Забалуева Т.А. принята на работу в качестве медицинской сестры Дома ребенка в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области 19.04.2011 года, то повышение оклада на 25% за работу в сельской местности, согласно приказа ФСИН России от 13.11.2008 года N 624 на нее не распространяется.
В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Согласно п.5 ст. 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что трудовые отношения между ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области и Забалуевой Т.А. возникли лишь с 19.04.2011 года, то есть с момента принятия ее на работу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области.
В соответствии с п.7 Приложения N 3 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 13.11.2008 года N 624 " Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно- исполнительной системы" предусмотрено установление специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в сельской местности, повышенных на 25% окладов ( тарифных ставок) по сравнению с окладами (тарифными ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, но вступивших в данные трудовые отношения до 01.01.2005 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что трудовые отношения между сторонами возникли лишь с 19.04.2011 г., суд приходит к выводу о том, что требования Забалуевой Т.А. об установлении ей повышенного на 25% оклада как специалисту здравоохранения, работающему в сельской местности с 19.04.2011 года, удовлетворению не подлежат.
Доводы истца и ее представителей о том, что она была принята на работу в порядке перевода, в связи с чем должны были сохраниться все положенные ей надбавки, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку трудовые отношения между Забалуевой Т.А. и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в силу ст.ст. 72.1, 77 ТК РФ возникли после января 2005 года.
Ссылка истца и ее представителей на ст. п.50 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, по мнению суда также является несостоятельной, поскольку с соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" врамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. То есть, исходя из буквального трактования данной нормы закона, следует, что она относится только к длящимся правоотношениям, а не к вновь возникшим, что имеет место быть в данном случае.
Кроме того, согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В данном случае, истец подписывая трудовой договор с работодателем и будучи ознакомлена с приказом о принятии ее на работу, была ознакомлена и с размером установленной ей заработной платы с учетом всех установленных ей надбавок, в которые надбавка как специалисту здравоохранения, работающему в сельской местности включена не была. Кроме того, как пояснила сама Забалуева Т.А. в ходе рассмотрения дела, о том, что данная надбавка ей не начисляется, она узнала в августе 2011 года.
Доводы истца и ее представителей о том, что письменный отказ был дан работодателем только в марте 2012 года, по мнению суда, не является уважительной причиной пропуска срока исковой давности, поскольку истец не была лишена права на обращения в суд и без данного ответа.
Доводы Забалуевой Т.А. и ее представителей о том, что срок исковой давности в данном случае применяться не может, поскольку трудовые отношения с ответчиком не прекращены и истец имеет право требовать выплаты ей заработной платы, по мнению суда являются не состоятельными, поскольку оспариваемая надбавка в заработную плату Забалуевой Т.А., установленную трудовым договором, не входила, и ей начислена не была.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление представителя ответчика о применении пропуска срока исковой давности подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Забалуевой Т.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области о повышении оклада за работу в сельской местности, связанную со здравоохранением, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Забалуевой Т.А. к Федеральному казенному учреждению " Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" об установлении повышенного оклада как специалисту здравоохранения, работающему в сельской местности -отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Смирнова Н.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2012 года.
Судья Смирнова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.