Председатель Томского областного суда Кайгородов А.А., рассмотрев жалобу Романова А. В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.10.2011 и решение судьи Томского областного суда от 26.10.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.10.2011 Романов А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4500 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации за счет денежных средств Романова А.В.
Решением судьи Томского областного суда от 26.10.2011 вышеуказанное постановление изменено путем исключения из него указания на выдворение за счет денежных средств Романова А.В.
В жалобе Романов А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по тем основаниям, что при рассмотрении дела не был исследован вопрос об установлении факта его соответствия всем требованиям, предъявляемым к бывшим гражданам СССР для приобретения гражданства РФ. Так, Романов А.В. родился в /__/. В 1997 г. переехал на постоянное место жительство в РФ, где проживает по настоящее время. Факт постоянного проживания на территории РФ был подтвержден решением Октябрьского районного суда г. Томска от 20.10.2008. Считает, что его действия не должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.10.2011 и решение судьи Томского областного суда от 26.10.2011 отмене, изменению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. 40 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Проверка законности и обоснованности судебных постановлений показывает, что судьями двух судебных инстанций правильно установлены обстоятельства совершенного Романовым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, которые подтверждаются рапортом оперуполномоченного 2 отдела ОС УФСКН России по Томской области С. от 13.10.2011, протоколом об административном правонарушении от 13.10.2011, содержащим признание Романова А.В. факта употребления наркотического средства гашиш, протоколом медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 13.10.2011 N 1878, которым у Романова А.В. установлен факт употребления наркотика группы гашиш, ответом на запрос из /__/, из которого следует, что Романов А.В. официально за медицинской помощью в /__/ с октября 2011 года не обращался.
Собранные по данному делу доказательства были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья районного суда и судья вышестоящей инстанции правильно пришли к выводу о том, что в действиях Романова А.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ.
Довод жалобы Романова А.В. о том, что его действия не подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, поскольку судебным решением установлен факт его проживания на территории Российской Федерации с 1997 г., что является, по его мнению, безусловным основанием для получения им гражданства Российской Федерации и выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации, не принимается судьей во внимание, поскольку он не основан на действующем законодательстве.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
В настоящее время основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве).
Согласно ст. 11 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации приобретается тремя основными способами: по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.
При приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке требуется, в том числе, чтобы лицо проживало на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Если лицо прибыло в Российскую Федерацию до 01 июля 2002 года и не имеет вида на жительство, пятилетний срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства (п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве).
Упрощенный порядок приема в гражданство (ст. 14 Закона о гражданстве) не требует соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 Закона о гражданстве.
При этом сам по себе факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 01.07.2002 не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации, поскольку Закон о гражданстве под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 402-О.
Вместе с тем отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года не исключает для заявителя после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве.
Получение разрешения на временное проживание осуществляется на основании ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".
Для получения разрешения на временное проживание установление факта проживания на территории Российской Федерации не требуется.
Получение паспорта при приеме в гражданство Российской Федерации также не требует установления факта проживания на территории России, поскольку паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации (ст. 10 Закона о гражданстве) и выдается не в связи с проживанием на территории Российской Федерации, а в связи с приемом в гражданство.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что на момент совершения Романовым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, он гражданином Российской Федерации не являлся, а потому отсутствуют основания для освобождения его от административной ответственности, установленной санкцией статьи.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных постановлений, судьями первой и второй инстанции допущено не было.
Мера наказания Романову А.В. определена в пределах санкции ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, председатель Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.10.2011 и решение судьи Томского областного суда от 26.10.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Романова А. В. оставить без изменения, жалобу Романова А. В. - без удовлетворения.
Председатель Томского областного суда А.А. Кайгородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.