Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Троценко В.А.,
судей: Шефер Л.В., Уваровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 30 августа 2011 года дело по иску Чунзе Д. В. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж и назначить пенсию по старости
по кассационной жалобе ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ в Тегульдетском районе Томской области на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 22 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ- ОПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области Зыряновой Ю.Н., действующей на основании доверенности N20 от 29.08.2011, удостоверения N22 от 24.09.2009, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чунзе Д.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанности включить период его службы в составе Вооруженных сил СССР с 21.04.1983 по 29.06.1985 в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей со дня обращения с 05.04.2011. В обоснование иска указал, что 05.04.2011 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, но решением от 14.04.2011 в назначении пенсии ему было отказано за недостаточностью специального стажа. Период службы в Советской Армии 2 года 2 месяца 03 дня не был включен в специальный стаж, который у него имелся продолжительностью 23 года 3 месяца 7 дней. С данным отказом не согласен, поскольку в период прохождения им службы в Советской Армии действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, которое предусматривало зачет данного периода в специальный стаж. Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Представители ответчика ГУ - ОПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области Коробкова Т.М., Зырянова Ю.Н. иск не признали, поскольку на момент обращения за пенсией у истца отсутствовал требуемый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости продолжительностью 25 лет. Специальный трудовой стаж у истца составил 23 года 3 месяца 7 дней, так как периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, Списком, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, Списком, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. При исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, если до дня отмены таковых гражданин полностью выработал необходимый общий и специальный трудовой стаж, как того требуют постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 N 70 и утвержденное им разъяснение Министерства и социального развития РФ от 17.10.2003 N 4. На момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 у истца не было 2/3 ( 16 лет 8 месяцев) от необходимого педагогического стажа, а было всего 6 лет 0 месяцев 01 день.
Обжалуемым решением на основании ст.ст. 1, 2, 6, 15, 17, 18, 19, 54, 55, 57, ч.1 ст. 39 Конституции РФ, п.п. 1, 2, ст. 7, подп. 19, п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", абз. 1 п.3
ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", постановлений Конституционного суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, от 24.05.2001 N 8-П, определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О иск Чунзе Д.В. удовлетворен. На Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области возложена обязанность включить Чунзе Д. В. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 21.04.1983 по 29.06.1985 и назначить Чунзе Д. В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения за трудовой пенсией 05.04.2011.
В кассационной жалобе ответчик ГУ-ОПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводит те же доводы, что и в судебном заседании
В возражениях на кассационную жалобу истец Чунзе Д.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ-ОПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ч.2 ст. 354 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие истца Чунзе Д.В., извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с законом, кассационная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит по следующему основанию.
В силуподпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12. 2001
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федеральногозакона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Суд установил, что 05.04.2011 Чунзе Д.В. обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением начальника ГУ ОУПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области от 14.04.2011 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано ввиду недостаточности специального стажа, в данный стаж включены периоды работы общей продолжительностью 23 года 3 месяца 7 дней, отказано во включении в стаж периода службы в Советской Армии с 21.04.1983 по 29.06.1985 продолжительностью 2 года 2 месяца 3 дня (л.д.14-17).
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 21.04.1983 по
29.06.1985 действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силупункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этимПоложением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Положениячасти 2 статьи 6,части 4 статьи 15,части 1 статьи 17,статей 18,19 ичасти 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации вПостановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой наПостановление от 24 мая 2001 года N 8-П иОпределение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Чунзе Д.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При наличии у истца на момент обращения в пенсионный орган педагогического стажа продолжительностью 23 года 5 месяцев 7 дней с учетом периода службы в Армии 2 года 2 месяца 3 дня у него имелся необходимый педагогический стаж 25 лет, поэтому ему должна быть назначена пенсия со дня обращения с 05.04.2011.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Довод кассационной жалобы о том, что спорный период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку истец на момент отмены постановления от 17.12.1959 N1397 не выработал 2/3 педагогического стажа, не может быть принят во внимание, т.к. ответчиком неправильно толкуется материальный закон.
Нормы материального права судом истолкованы и применены правильно, решение суда постановлено в соответствии с законом, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба ответчика ГУ- ОПФ РФ в Тегульдетском районе Томской области - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 360, 366, абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тегульдетского районного суда Томской области от 22 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ в Тегульдетском районе Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.