Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Ткачевой А.А.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Лукманова И.А.
при секретаре Хусаиновой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан - Пальчинского А.Е., апелляционной жалобе министра Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л.Х., апелляционному представлению прокурора г. Октябрьский Янгирова И.К. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 27 марта 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконными действия администрации городского округа город Октябрьский, выразившиеся в отказе признать нуждающимся в улучшении жилищных условий Кутлина М.К..
Признать Кутлина М.К., нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ обеспечить Кутлина М.К. за счет средств федерального бюджета субвенцией на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Октябрьский Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Кутлина М.К. к администрации городского округа г.Октябрьский с требованиями, которые неоднократно дополнялись и уточнялись. При подаче иска ... года заявлены требования:
Признать действия администрации городского округа город Октябрьский, выразившиеся в отказе в признании ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Октябрьский признать ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Установить, что администрация городского округа город Октябрьский должна исполнить решение суда по иску прокурора города Октябрьского в течение месяца со дня вступления в силу вынесенного по данному делу судебного решения.
... года требования были дополнены:
Признать бездействие администрации городского округа город Октябрьский в неоказании материальной поддержки ветерану Великой Отечественной войны Кутлину М.К. нуждающемуся в жилом помещении по договору социального найма, незаконным.
Понудить администрацию городского округа город Октябрьский оказать ветерану Великой Отечественной войны Кутлину М.К. материальную помощь в приобретении жилья взамен изымаемого земельного участка и находящегося на нем жилого дома.
Установить, что администрация городского округа город Октябрьский должна исполнить решение суда по иску прокурора города Октябрьского в течение месяца со дня вступления в силу вынесенного по данному делу судебного решения.
... года требования были дополнены:
Признать заключение межведомственной комиссии администрации городского округа г. Октябрьский от ... года о признании дома по ... пригодным для постоянного проживания - незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Октябрьский провести повторное обследование жилого дома по ....
Установить, что администрация городского округа город Октябрьский должна исполнить решение суда по иску прокурора города Октябрьского в течение месяца со дня вступления в силу вынесенного по данному делу судебного решения.
Последнее уточнение иска поступило ... года:
Признать ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Понудить Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и администрацию городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан обеспечить жилым помещением по установленной норме и заключить с ветераном Великой Отечественной войны Кутлиным М.К. договор социального найма в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании ... года помощник прокурора Тагирова И.Г. вновь устно уточнила требования:
Признать незаконными действия администрации ГО г.Октябрьский, выразившиеся в отказе признать ветерана ВОВ Кутлина М.К. нуждающимся в жилом помещении.
Признать Кутлина М.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ обеспечить Кутлина М.К. за счет средств федерального бюджета субвенцией на приобретение жилья.
На удовлетворении других заявленных требованиях не настаивала.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан - Пальчинский А.Е. обратился в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что, удовлетворяя требования заявленные помощником прокурора и возлагая на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанность обеспечить Кутлина М.К. за счет средств федерального бюджета субвенций на приобретение жилья, суд применил закон, не подлежащий применению.
Не согласившись с принятым решением, министр Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Иванова Л.Х. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что предоставление субвенций на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в компетенцию Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит.
Не согласившись с принятым решением, прокурор г. Октябрьский Янгиров И.К. обратился в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить по доводам апелляционного представления, указав, что выводы межведомственной комиссии о пригодности для постоянного проживания дома по адресу: ... являются необоснованными и противоречащими выводам акта технического обследования, проведенного специалистами ООО "Октябрьскнефтегазпроект".
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан представитель Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан - Пальчинский А.Е. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Курбанова А.Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Прокурор также поддержал доводы апелляционного представления, просил решение отменить, представление удовлетворить.
Представитель Кутлина М.К. - Егорова С.М. в судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан с доводами апелляционных жалоб и апелляционного представления не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, доводы апелляционного представления, выслушав явившихся на заседание лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что несоблюдение членами межведомственной комиссии требований закона повлекло обращение ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К. с обоснованной жалобой в органы прокуратуры, что заключением от ... года ООО "Октябрьскнефтегазпроект" в результате технического обследования дома Кутлина М.К. установлено, что ввиду неудовлетворительного технического состояния невозможно восстановить прочностные характеристики несущих и ограждающих конструкций части дома со стороны входа, рекомендовано призанть дом пригодным для проживания после проведения реконструкции здания со сносом части дома площадью застройки ... кв.м. В связи с чем суд пришел к выводу о том, что Кутлин М.К. нуждается в улучшении жилищных условий и вправе пользоваться мерами социальной поддержки.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Жилым домомпризнается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 12Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 28 января 2006N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажном жилом доме.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14Федеральногозакона от 12.01.1995 года за N 5-ФЗ "О ветеранах"инвалидамВеликой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" N 714 от 07 мая 2008 года постановленозавершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующуюсоциальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 7 марта 2012 года N 203-р и решению Совета городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 9 июня 2005 года N 12/6 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий в г. Октябрьский Республики Башкортостан, установлена в размере не более 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом первой инстанции установлено, что Кутлин М.К. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: Республики Башкортостан, .... Общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м. По данному адресу зарегистрировано 2 человека: Кутлин М.К. и его сын. Собственником данного жилого помещения является истец Кутлин М.К.
Таким образом, на одного человека приходится по ... кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную нормативным правовым документом.
... года Кутлин М.К. обратился в администрацию с заявлением о признании жилого дома по адресу: ... непригодным для постоянного проживания.
Доказательств того, что жилое помещение, в котором проживает Кутлин М.К., не отвечает требованиям, предусмотренных постановлением Правительства РБ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", либо того, что в составе семьи Кутлина M.К. имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, истцом суду не представлено.
В целях обследования жилого помещения, в котором проживает Кутлин М.К., была создана межведомственная комиссия, в компетенцию которой входит решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания.
... года комиссия по оценке жилищного фонда, состав которой утвержден постановлениями администрации от ... года N... и от ... года N... провела обследование жилого дома и составила акт обследования, согласно которому жилой дом пригоден для постоянного проживания. Стены, фундамент, кровля в работоспособной состоянии. Территория, прилегающая к капитальному дому намеренно захламлена, напоминает свалку бытовых отходов. Внутри дома - мусор, вещи, непригодные для использования.
К дому пристроено без проекта и разрешения нежилое сооружение, выполненное из прогнивших досок и строительного мусора, которое грозит обрушением.
Комиссия констатировала соответствие дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Собственнику рекомендовано очистить дом и территорию от мусора, произвести дезинфекцию и снести нежилой пристрой, эксплуатацию которого небезопасна.
Оценка соответствия помещения установленным требованиям включает в себя составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией жилого дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследования (п.44 Положения).
В соответствии с заключением специализированной организации ООО "Октябрьскнефтегазпроект" (свидетельство N... от ... года) жилой дом ... пригоден для проживания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец не представил доказательств, что принадлежащий ему дом не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания. Факт нахождения дома Кутлина М.К. в аварийном состоянии материалами дела не подтверждается. Судом также не установлено и других оснований в нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Кроме того, обязывая Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить Кутлина М.К. за счет средств федерального бюджета субвенцией на приобретение жилья, судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно Постановлению Правительства РБ от 15.09.2011 г. N322 государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий определен Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан согласно названному постановлению определено ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, предоставление субвенций на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в компетенцию Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 27 марта 2012 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении иска прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах ветерана Великой Отечественной войны Кутлина М.К. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, об обязании обеспечить жилым помещением по установленной норме и заключить договор социального найма отказать.
Председательствующий Н.М. Мухаметова
Судьи А.А. Ткачева
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Свистун Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.