Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Смирновой Т.В.,
судей Кричкер Е.В., Полушкина А.В.,
при секретаре Ланшаковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 16 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления охраны фауны Удмуртской Республики, на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 17 ноября 2010 года, которым удовлетворено заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании недействительными подпункта 1.1. пункта 1, подпункта 1.5. пункта 1, подпункта 2.3. пункта 2, подпункта 2.4. пункта 2 приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/44 от 29 июля 2010 года "О летне-осенней, осенне-зимней охоте в 2010 году" (в редакции приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/52 от 16 сентября 2010 года) с момента принятия.
Признан недействующими с момента принятия подпункт 1.1. пункта 1, подпункт 1.5. пункта 1, подпункт 2.3. пункта 2, подпункт 2.4. пункта 2 приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/44 от 29 июля 2010 года "О летне-осенней, осенне-зимней охоте в 2010 году" (в редакции приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/52 от 16 сентября 2010 года).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкина А.В., объяснения прокурора Богатыревой О.Л., согласившейся с решением, полагавшей жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц (далее по тексту - прокурор, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики (далее по тексту - Управфауна УР, орган) N01-04/44 от 29 июля 2010 года "О летне-осенней, осенне-зимней охоте в 2010 году" (в редакции приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/52 от 16 сентября 2010 года) (далее по тексту - приказ от 29 июля 2010 года) в части подпункта 1.1. пункта 1, подпункта 1.5 пункта 1, подпункта 2.3. пункта 2, подпункта 2.4 пункта 2 приказа.
Требования прокурора мотивированы тем, что оспариваемые пункты приказа от 29 июля 2010 года являются незаконными, не соответствуют действующему федеральному законодательству, а именно ч.5 и 6 ст.31, ч.1 ст.29, ч.1 ст.20, ч.1 ст.72 Федерального закона от 24 июля 2009 года N209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об охоте"), пунктам 4, 10, 15, 20 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды от 23 апреля 2010 года N121. Установление обязанностей по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях физическим лицам, сведения о которых не содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, без представления гражданами заявления по установленной форме и без предъявления основного документа, подтверждающего личность, установление преимущественного права в получении разрешений для отдельной категории граждан Управлением охраны фауны УР за пределами представленной Управлению законом компетенции, требование при регистрации разрешений на добычу копытных и медведя вписывать в разрешение фамилию, имя, отчество контролирующего лица, требование после отстрела лосей обеспечить сбор выкопировок участков охот в масштабе 1:200000 с указанием фамилии, имени, отчества, ответственного за отстрел, административного района, категории охотугодий и площади участка, количества дней охоты, даты отстрела, места отстрела, с указанием количества отстрелянных и оставшихся на участке лосей (по возможности с указанием пола и возраста) ущемляют права неопределенного круга лиц - граждан - охотников, поскольку осуществление действий, указанных в оспариваемых пунктах приказ от 29 июля 2010 года не предусмотрено федеральным законодательством и является ограничением пользования животным миром и возложением на граждан не предусмотренных законом обязанностей.
В судебном заседании прокурор Богатырева О.Л. доводы и требования заявления поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Управфауны УР "данные изъяты", действующая на основании доверенности, с заявлением на согласилась, полагая оспариваемые пункты приказа законными, указала на отсутствие у прокурора прав на подачу рассматриваемого заявления, поскольку приказ возлагает обязанности на должностных лиц Управфауны, круг которых является определенным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Управление охраны фауны УР, просит отменить решение суда, в удовлетворении заявления прокурора отказать. В жалобе указывает на неверное применение судом норм материального и процессуального права, на отсутствие у прокурора права на подачу заявления в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, дело подлежало прекращению, полагает, что оспариваемые пункты приказа не противоречат требованиям закона, судом не установлен факт того, что оспариваемыми пунктами приказа нарушаются права неопределенного круга лиц, не установлено какие конкретно права нарушаются, не представлено доказательств нарушения или ущемления прав.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Из материалов дела следует, что Управление охраны фауны УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим полномочия Удмуртской Республики в области охраны и использования объектов животного мира, а также переданные полномочия Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Управление охраны фауны УР является также специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с приказом Управления охраны фауны Удмуртской Республики N01-04/44 от 29 июля 2010 года "О летне-осенней, осенне-зимней охоте в 2010 году" (в редакции приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики N 01-04/52 от 16 сентября 2010 года):
Выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) в общедоступных охотничьих угодьях физическим лицам, сведения о которых не содержатся в государственном охотхозяйствен-ном реестре, осуществлять на основании действующего охотничьего билета, документа подтверждающего оплату государственной пошлины за предоставление разрешения и документа, подтверждающего оплату сбора за пользование объектами животного мира, в случае предоставления разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за пользование которыми установлен сбор (подпункт 1.1 пункта 1).
Преимущественное право в получении разрешений, за пользование которыми установлен сбор, в общедоступных охотничьих угодьях оставлять за охотниками-волчатниками, охотниками принимающими активное участие в охране животного мира (имеющими результаты) и охотниками, оказывающими помощь в проведении биотехнических мероприятий (подпункт 1.5 пункта 1).
При регистрации фамилию, имя отчество контролирующего лица вписывать в разрешение, а также фиксировать данные о списке бригады охотников, районе (участок) охоты (подпункт 2.3 пункта 2).
После отстрела лосей обеспечить сбор выкопировок участков охот в масштабе 1:200000, с указанием Ф.И.О. ответственного за отстрел, административного района, категории охотугодий и площади участка, количества дней охоты, даты отстрела, места отстрела, с указанием количества отстрелянных и оставшихся на участке лосей (по возможности с указанием пола и возраста) (подпункт 2.4 пункта 2).
01 сентября 2010 года и.о.Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в адрес Управления охраны фауны Удмуртской Республики был направлен протест с предложением привести в соответствие с требованиями федерального законодательства приказ от 29 июля 2010 года N01-04/44.
В ответе от 10 сентября 2010 года Управление охраны фауны УР выразило несогласие с указанными в протесте нарушениями законодательства.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 3, частью 1 статьи 45, статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 2, частью 1 статьи 20, пунктом 1 части 1 и частями 5 и 6 статьи 31, пунктом 10 статьи 32, статьями 32, 33, 34, 35, 36, 70 Федерального закона от 24 июля 2009 года N209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением об Управлении охраны фауны УР, утвержденным постановлением Правительства УР от 04 февраля 2008 года N 19, пунктами 4, 10, 15, 20 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденными приказом Минприроды РФ от 23 апреля 2010 года N121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных угодьях", пунктами 9, 10 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года N 18, приказом Минприроды РФ от 06 сентября 2010 года N344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", статьями 333.1, 333.2, 333.3 Налогового кодекса РФ.
Удовлетворяя требования прокурора суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Признавая подпункт 1.1. и подпункта 1.5 п.1 приказа от 29 июля 2010 года недействительным суд обоснованно исходил из того, что согласно части 6 статьи 31 Федерального закона N209-ФЗ порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта РФ. Данный закон в Удмуртской Республики в настоящее время не принят. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии правомочий Управфауны УР на принятие таких нормативно-правовых актов, при этом суд отметил, что оспариваемым подпунктом 1.1. пункта 1 приказа установлены не предусмотренные федеральным законодательством требования к порядку выдачи гражданам разрешений, а подпунктом 1.5. пункта 1 указанного приказа установлено не предусмотренное законом преимущественное право в получении разрешений, за пользование которыми установлен сбор, в общедоступных охотничьих угодьях
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Разрешая вопрос о признании недействующим подпункта 2.3. пункта 2 приказа от 29 июля 2010 года суд первой инстанции пришел к выводам о том, что содержащееся в нем предписание установленное Управлением охраны фауны УР противоречит действующему законодательству и установлено за пределами предоставленной Управлению компетенции. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку, как правильно указал суд, форма и содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов прямо предусмотрены ст.30 Федерального закона N209-ФЗ, а форма бланка разрешения утверждена приказом Минприроды от 23 апреля 2010 года N121, в бланке не предусмотрено внесение в разрешение фамилии, имени, отчества контролирующего лица.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействующим подпункта 2.4. пункта 2 оспариваемого приказа, суд пришел к выводу о том, что содержание указанного подпункта является неопределенным, нормативная база, регулирующая порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть сданы по месту получения разрешения после добычи ресурсов, среди которых отсутствует указание на необходимость сдачи выкопировки участков охот в масштабе 1:200000 с указанием Ф.И.О. ответственного за отстрел и других данных, а следовательно, предписание о сборе выкопировок является незаконным.
Все выводы суда первой инстанции, отраженные в обжалуемом решении, судебная коллегия считает обоснованными, а факты несоответствия оспариваемых пунктов Приказа Управфауны УР от 29 июля 2010 года федеральному законодательству - доказанными.
Доводы кассатора об отсутствии у прокурора права на подачу данного заявления поскольку обжалуемый Приказ не касается неопределенного круга лиц являются несостоятельными. Судом при вынесении решения была дана оценка указанному доводу. В силу ст.с. 8, 20 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правом на добычу охотничьих ресурсов обладают физические лица (граждане РФ и иностранные граждане), юридические лица, индивидуальные предприниматели и их работники, количество и персональный состав которых в охотничьем сезоне 2010 г. определить невозможно.
Оснований для переоценки выводов суда, в данной части, судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что спор судом рассмотрен правильно, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 17 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Смирнова
Судьи Е.В. Кричкер
А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.