Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Лысовой Т.В., Моисеева К.В.,
при секретаре Шабалиной М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 января 2012 года дело по кассационной жалобе Киселевой Т.Ф. на решение Оричевского районного суда Кировской области от 13 декабря 2011 года, которым постановлено об отказе Киселевой Т.Ф. в удовлетворении требования о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на администрацию Оричевского городского поселения поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 13 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселева Т.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указала, что является вдовой инвалида, участника Великой Отечественной войны, ветераном Великой Отечественной войны, проживает в "адрес", которая принадлежит на праве собственности её внуку ФИО7 На каждого проживающего в квартире приходится 8,18 кв.м., что меньше учётной нормы. В сентябре 2011 года она обратилась в администрацию Оричевского городского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Распоряжением администрации Оричевского городского поселения от "дата" ей было отказано в постановке на учёт на основании п. 3 ч.1 ст. 11 Закона Кировской области N 349-ЗО от 02.08.2005. Считает указанное распоряжение незаконным, вынесенным без учета факта постоянного проживания в квартире жены ФИО6, которая вселена как член семьи и приобрела право на пользование и проживание. Кроме того, вместе с ней проживают и зарегистрированы 2 правнука. Считает, что как вдова участника Великой Отечественной войны, сама являющаяся ветераном войны, она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Просит признать распоряжение администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области N от "дата"в части отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласна Киселева Т.Ф., считает его подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указала, что ее внук ФИО7зарегистрирован и проживает в указанной квартире с 23.10.1996. После регистрации брака "дата" стал проживать в ней со своей женой, а после рождения сыновей "данные изъяты" и "данные изъяты" они были вселены и проживали вместе с родителями по этому же адресу. При вынесении решения суд не применил статью 51 Жилищного кодекса РФ. Истец является членом семьи собственника, они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Выводы суда первой инстанции о том, что она намеренно ухудшила свое жилищное положение, вселив жену внука и двух его сыновей,не соответствуют действительности.При рассмотрении дела судом не исследовано обстоятельство, с какого времени жена внука и ее правнуки вселены и проживают вместе с ней.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца Киселевой Т.Ф. по доверенности Фетищева А.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям части 2 ст. 52 и ст. 49 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане либо иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Киселева Т.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой инвалида, участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 20, 21 Федерального закона "О ветеранах".
Пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Необходимым условием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, ст.ст. 4, 5 Закона Кировской области от 02.08.2005 N 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области", ч. 1 ст. 7 закона Кировской области от 04.05.2007 N104-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Решением Оричевской поселковой Думы от 13.02.2007N 14/7 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда установлена в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела видно, что Киселева Т.Ф. зарегистрирована и проживает в квартире "адрес" площадью 40,9 кв.м. Кроме нее, в квартире зарегистрированы: "дата" - внук ФИО7, "дата" - жена внука ФИО6, правнук ФИО9 и правнук ФИО10
То есть на долю каждого зарегистрированного приходится менее учетной нормы площади жилого помещения (8,18 кв.м.).
"дата" Киселева Т.Ф. обратилась в администрацию Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилищной комиссией по признанию граждан малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ 06.10.2011 Киселевой Т.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 11 N 349-ЗО от 02.08.2005.
Считая отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, Киселева Т.Ф. обратилась с настоящим иском в суд.
Судом установлено, что квартира "адрес" находилась в собственности Киселевой Т.Ф. на основании договора от "дата" N безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан. "дата" истица, распорядившись своей собственностью, подарила квартиру своему внуку Киселеву Е.Л., оформив договор дарения.
В настоящее время собственником указанной квартиры согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" является ФИО7, но Киселева Т.Ф. продолжает проживать в данной квартире. Указанное жилое помещение является благоустроенным, оборудовано центральным отоплением, электроснабжением, водоснабжением, канализацией. Иного жилья на праве собственности Киселева Т.Ф. не имеет.
Жена внука и двое внуков зарегистрированы в квартире "дата".
В соответствии с п.п.3 ч.1 ст. 11 Закона Кировской области от 02.08.2005 N 349-ЗО отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный статьей 7 настоящего закона. Аналогичное положение установлено в статье 54 ЖК РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, ст. 7 Закона Кировской области от 02.08.2005 N 349-ЗО граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции учитывал изложенные правовые нормы, указанные обстоятельства, что Киселева Т.Ф. проживает в благоустроенной квартире, общей площадью 40,9 кв.м.. С "дата", квартира принадлежала ей на праве собственности. "дата" она добровольно утратила статус собственника жилого помещения, подарив "дата" квартиру внуку, "дата" в квартире были зарегистрированы жена внука и его сыновья.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу об искусственном ухудшении Киселевой Т.Ф. своих жилищных условий и наличии оснований для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылки жалобы на не исследованность представленных суду доказательств материалами дела не подтверждаются.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены правильно, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оричевского районного суда Кировской области от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киселевой Т.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.