Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Васильева Ф.И.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Кужабаева М.Д.,
при секретаре Терехиной О.Г., рассмотрев 14 июля 2010 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области на решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 30 марта 2010 года по гражданскому делу по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Оренбургскому областному отделению общероссийского общественного движения сельских женщин России о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., выслушав представителя истца Зарецкого А.И., действующего на основании доверенности N 05-04/5593 от 28.10.2009 года, просившего об отмене решения суда и удовлетворении жалобы, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с исковым заявлением к Оренбургскому областному отделению общероссийского общественного движения сельских женщин России с требованиями о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что данное общественное движение было зарегистрировано 03.09.1998 года, учетный номер 5612020026.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" на общественные объединения возложена обязанность по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места расположения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях.
Указанные требования федерального законодательства ответчик не выполняет, несмотря на то, что в его адрес дважды, 25 мая 2008 года и 24 октября 2008 года, направлялись соответствующие предупреждения.
Допущенные ответчиком нарушения являются основанием для признания его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
В судебном заседании представитель истца не участвовал и просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Бакиров Р.М. просил в удовлетворении иска отказать.
Решением суда в удовлетворении иска Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области отказано.
С таким решением суда не согласен истец, который в кассационной жалобе просит его отменить как постановленное в нарушение закона.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
Из материалов дела видно, что 27 мая 1996 года решением Учредительной конференции межрегионального общественного движения сельских женщин образовано Общероссийское общественное движение сельских женщин России, утвержден его Устав и выбран руководящий орган.
В соответствии с п.5.12 Устава структуру Движения составляют региональные отделения, которые действуют на основании настоящего Устава. Отделения Движения, действующие на основании Устава Движения, приобретают права юридического лица в порядке, установленном действующим законодательством. Отделения могут действовать на основании своих Уставов и приобретать права юридического лица в соответствии с действующим законодательством. В состав движения могут входить и местные отделения.
Оренбургское областное отделение общероссийского общественного движения сельских женщин России зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 03 сентября 1998 года N 64, о чем выдано свидетельство N 1532.
Согласно ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места расположения постоянно действующего руководящего органа, его названия и о данных о руководителях общественного объединения, информировать федеральный орган государственной регистрации об объемах получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по установленной форме и сроки, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные законом.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд в решении указал, что истец обратился в суд, избрав ненадлежащий способ защиты, указав ответчиком не являющееся юридическим лицом структурное региональное подразделение общественного движения.
В соответствии с п.3 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
В связи с изложенным, данный вывод суда нельзя признать правильным.
Из искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области следует, что несмотря на неоднократные предупреждения ответчик требования действующего законодательства не выполняет, однако суд этим нарушениям должной оценки не дал, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Кроме того, при рассмотрении дела суду необходимо решить вопрос о родовой подсудности дела исходя из того, где осуществляло свою деятельность данное общественное объединение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно определить подсудность спора, дать надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применить материальный закон и в зависимости от установленного разрешить спор в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 30 марта 2010 года отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.