Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А.
Судей Панковой Т.В., Судневой В.Н.
при секретаре Шейко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 21 декабря 2011 года, которым постановлено :
Действия Департамента земельных отношений администрации города Перми по исчислению платежей по договору аренды земельного участка N 113-10 от 08.12.2010 г. в соответствии с подп. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604-ПК " Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края " признать незаконными.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенное нарушение прав Валеева И.Р.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Департамента земельных отношений - Я., настаивающего на апелляционной жалобе, Валеева И.Р., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валеев И.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее по тексту - Департамент) по начислению платежей по договору аренды земельного участка N 113-10Щ от 08.12.2010 г. в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604-ПК "Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края " (далее по тексту - Закон Пермского края N 604-ПК), возложить обязанность восстановить его нарушенное право - произвести расчет размера арендных платежей в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК. Требования Валеев И.Р. мотивировал тем, что 08.12.2010 г. заключил с Департаментом договор аренды земельного участка (кадастровый номер **) площадью 800 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: ****, под незавершенный строительством жилой дом ; по сведениям из государственного кадастра разрешенное использование земельного участка - под строительство индивидуального жилого дома. 22.02.2011 г. в его адрес направлено уведомление о расчете размера подлежащей уплате за 2011 г. арендной платы, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК, в соответствии с которым арендная плата исчислена в размере двукратной ставки земельного налога.
06.09.2011 г. в его адрес направлено новое уведомление о расчете размера арендной платы, в котором указано об отзыве предыдущего уведомления и определен новый размер арендной платы, исчисленный в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК. В ответ на его обращение о разъяснении спорной ситуации Департамент направил письмо от 27.10.2011 г., где сообщил, что при исчислении размера арендной платы руководствуется отсутствием на земельном участке жилого помещения, относит земельный участок к прочим землям и производит расчет арендной платы в размере 4% от кадастровой стоимости земельного участка. С данным решением он не согласен, так как по договору аренды земельный участок предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, им ведется строительство жилого дома.
Судом принято выше приведенное решение, об отмене которого просит в жалобе Департамент земельных отношений указывая, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что заявитель обратившись в суд с жалобой о признании недействительным ненормативного акта избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку в данном случае отсутствуют основания считать его права нарушенными. Письмо Департамента от 6.09.2011г. права заявителя не нарушает. Судом не принято во внимание, что арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке, размер которой должен быть рассчитан в соответствии с п. 9 ч 1 ст. 1 Закона Пермского края от 7.04. 2010. Поскольку незавершенный строительством жилой дом не может относиться к объектам жилищного фонда, размер арендной платы на земельный участок под таким объектом не может быть рассчитан исходя из п.1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604- ПК.
Судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не находит.
На основании части 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным:
1) двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков:
в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства;
ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и кооперативными гаражами, хозяйственными постройками, используемыми для личных нужд граждан, лодочными станциями, а также в отношении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Пермского края с численностью населения более 500 тыс. человек и предоставленных на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения автостоянок (специальных открытых площадок, предназначенных для хранения автомототранспортных средств);
0,1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, занятых открытыми стадионами, спортплощадками, автодромами, ипподромами, картодромами;
0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для строительства, на период инженерных изысканий, период проектирования и нормативный срок строительства, если иное не установлено настоящим Законом и законодательством Российской Федерации;
0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для жилищного и гражданского (общественные здания, сооружения, объекты капитального строительства гаражного назначения) строительства, а также объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на период инженерных изысканий, период проектирования и нормативный срок строительства, если иное не установлено настоящим Законом и законодательством Российской Федерации;
двукратной ставке земельного налога на соответствующий земельный участок в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости;
1,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, занятых бассейнами, спорткомплексами;
1,5 процента от кадастровой стоимости изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков, в том числе при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования изъятыми из оборота или ограниченными в обороте земельными участками на право аренды изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков;
1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, предусмотренных под строительство объектов газотранспортной и газораспределительной систем;
2,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков на период с 10.12.2008 по 31.12.2012, но не более 2,3 размера арендной платы, рассчитанной для 2007 года в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Статья 394 Налогового кодекса РФ определяет, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 2 Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. N 4 187, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
0,1 процента в отношении земельных участков:
предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
0,2 процента в отношении земельных участков:
предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям);
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Судом установлено, что 08.12.2010 г. между Валеевым И.Р. и Департаментом заключен договор аренды земельного участка N 113-10Щ от 08.12.2010 г., в соответствии с которым Валееву И.Р, передан земельный участок (кадастровый номер **) площадью 800 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: ****, под незавершенный строительством жилой дом (п. 1.1.); разрешенное использование земельного участка -виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4 (п. 1.2.); срок действия договора определен с 26.11.2010 г. по 25.10.2015 г. (п. 4.1.) (л.д. 6-13).
В соответствии с подп. 4.2. договора аренды арендная плата, действующая в течение 2010 года, устанавливается в размере, указанном в приложении N 2 к договору, и составляет 122,4 рубля, а в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5. настоящего договора.
Пункт 4.5. договора аренды предусматривает, что в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что исходя из назначения земельного участка и вида разрешенного использования, определенных в договоре аренды, в кадастровом паспорте - под строительство индивидуального жилого дома, а также с учетом анализа положений части первой статьи 1 Закона Пермского края N 604-ПК, действия Департамента по исчислению арендной платы Валееву И.Р. в соответствии с п.9 ч.1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК как в отношении прочих земельных участков, а не занятых жилищным фондом являются неправомерными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что незавершенный строительством жилой дом не может относиться к объектам жилищного фонда, в связи с чем размер арендной платы за земельный участок под таким объектом не может быть рассчитан исходя из нормы, предусмотренной п.1 ч. 1 ст.1 Закона Пермского края N 604-ПК, основаны на неверном толковании закона.
Исходя из положений п 1. ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604 -ПК в отношении земельных участков занятых, в том числе, жилищным фондом размер арендной платы равен двухкратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ. Статья 394 Налогового кодекса РФ определяет, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом. Согласно пункту 2 Решения Пермской городской Думы от 8.11.2005г. налоговые ставки в отношении земельных участков предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства ; занятых жилищным фондом установлены в размере 0,1 процент. Таким образом, размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края и занятые жилищным фондом устанавливается с применением коэффициента 0,002.
Судом первой инстанции установлено, что на предоставленном Валееву И.Р. земельном участке находится незавершенный строительством жилой дом, в связи с чем выводы суда об исчислении размера ставки земельного налога как в отношении земельного участка занятого жилищным фондом являются правомерными. Доказательств в опровержение изложенному, Департаментом не представлено.
Порядок исчисления арендной платы и именно в соответствии с положениями п.1 ч 1ст.1 Закона Пермского края N 604-ПК по существу был определен в п.4.2 Договора аренды, что не оспаривалось представителем Департамента в судебном заседании. Устанавливая размер арендной платы ВалеевуИ.Р. за 2010г. в сумме 2 447 руб. 95 коп., за 2011 г. - в размере 29 375 руб. 35 коп., применив коэффициент 0, 04 на основании п.9 ч.1 ст.1 Закона Пермского края N 604-ПК Департамент в нарушение положений договора аренды, без доказанности наступления условий, предусмотренных п.4.5 Договора аренды, при которых допускается одностороннее изменение арендодателем арендной платы, необоснованно увеличил ее размер, что и отражено в уведомлении от 6.09.2011г. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент в соответствии с п.4.5 Договора аренды от 8.12.2010г. вправе был в одностороннем порядке увеличить арендную плату, на законность принятого судом решения не влияют.
Доводы жалобы о том, что Валеев И.Р. избрал ненадлежащий способ защиты своего права отмену решения не влекут. Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит заявителю. Избранный им способ защиты прав закону не противоречит, направлен на восстановление его нарушенных прав.
Несостоятельны доводы жалобы и о том, что уведомление заявителя о начисленной арендной плате от 6.09.2011 г. права заявителя не нарушает. Указанным уведомлением в нарушение условий договора аренды, п.1 ч 1 ст.1 Закона Пермского края N 604-ПК установлен более высокий размер арендной платы, что не может не повлечь нарушение прав заявителя.
Других доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции были верно применены положения материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводам сторон дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального закона допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 21 декабря 2001 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.