Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б. Судей Абашевой Д.В., Киселевой Н.В. При секретаре Кармановой Ж.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 января 2012 года, которым постановлено:
Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми в удовлетворении исковых требований о взыскании с Трушниковой Н.Н. задолженности по земельному налогу за 2010 год в общей сумме 4 189 874 рубля 23 копейки в том числе налога- 4 057 911,05рублей и пени 131963,18 рублей.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., пояснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми К., Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Трушниковой Н.Н. - С., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми обратилась с иском о взыскании с Трушниковой Н.Н. задолженности по земельному налогу за 2010год в общей сумме 4 189 874,23 рублей, в том числе налог 4 057 911,05 рублей и пени 131 963,18 рублей. Требования мотивированы тем, что Трушникова Н.Н. является плательщиком земельного налога. В соответствии с п. 11 ст. 396 НК РФ в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми представлены сведения о государственной регистрации права собственности на земельные участки по адресу ****. Сумма налога за 2010года составляет 4 087 413,68рублей (согласно расчету). В связи с частичной уплатой Трушниковой Н.Н. сумма налога на 5.09.2011года составляет 4057911,05рублей. Срок уплаты налога до 4.08.2011года. Сумма налога до настоящего времени в бюджет не поступала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований, указывая, что суд отказал в привлечении к участию в деле Управления Федеральной службы государственной регистрации с целью выяснения фактических обстоятельств дела. Вывод суда о невозможности применения кадастровой стоимости, утвержденной в 2011 г. для исчисления налога в 2008 2009, 2010 г.г. инспекция находит необоснованным. Отсутствие кадастровой стоимости в государственном кадастре являлось технической ошибкой, что подтверждается ответом Управления Росресстра. Исправление технической ошибки является основанием для перерасчета налога. Налоговое законодательство закрепляет возможность перерасчета земельного налога, и направления налогового уведомления, содержащего налоговую обязанность уплатить налог. Порядок взыскания земельного налога инспекцией соблюден.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Трушникова Н.Н. является собственником земельных участков, расположенных по адресу ****.
В кадастровых паспортах земельного участка с кадастровым N **, кадастровая стоимость земельного участка на 1.01.2008, 1.01.2009 и 1.01.2010года не определена.
Согласно выписке из кадастрового паспорта этого же земельного участка, выданной 4.07.2011 года кадастровая стоимость на указанный период времени не определена.
Согласно выписке из кадастрового паспорта, выданной на период 30.08.2011года, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1.01.2008 года составляет 171232044рублей 07б8копеек. Кадастровая стоимость по состоянию на 1.01.2009года составляет 171232044рублей 0768копеек, Кадастровая стоимость по состоянию на 1.01.2010года составляет 171232044рублей 0768копеек. Кадастровая стоимость по состоянию на 1.01.2011года составляет 171232044рублей 0768копеек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что кадастровая оценка конкретного земельного участка N 59:01:4413625:20 была утверждена только в октябре 2011 го да, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований применять её к исчислению земельного налога за 2008 и 2010 г.г.
Судом обоснованно указано, что согласно ответу Департамента планирования и развития Пермского края кадастровая стоимость земельного участка с указанным кадастровым номером на 2010-2011 год определена в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007года N 91-п. Нормативная цена данного земельного участка определена в соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 27.02.2002года N 32. Вместе с тем, Постановлением Правительства Пермского края N 91-п от 11.05.2007года (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 9.11.2007года и от 16.06.2009года N 357-п) кадастровая стоимость конкретного земельного участка определена не была, определялась кадастровая стоимость земель в границах кадастрового квартала 59:01:44 3625 (кадастровая стоимость земель под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства составляет 3565,41).
Приведенные выводы суда следует признать правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения сторон.
Как следует из статей 390, 391 НК РФ, налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 66 ЗК РФ (в редакции применимой к спорным правоотношениям) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21 июня 2010 г. N 332-п "О государственной кадастровой оценке земель" Правительство Пермского края утвердило кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края согласно приложениям 1 -48 к настоящему Постановлению.
Таким образом, с учетом приведенных положений нормативно-правовых актов судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что налоговая база по земельному налогу за 2008, 2010 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в 2011 г.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы налогового органа следует признать несостоятельными и не влекущими отмену решения суда. Требования п. 3 ст. 3 НК РФ, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 НК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом, до октября 2011 г. кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Трушниковой Н.Н., не была определена. Данный вывод суда основан на надлежащей оценке, имеющихся по делу доказательств, не доверять которым у суда оснований не имелось. Кадастровая стоимость земельных участков, приведенная Росресстром как исправление технической ошибки, совпадает с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, согласно выпискам из кадастрового паспорта, указанным ранее, кадастровая стоимость земельных участков не определена. Данные обстоятельства подтверждают правомерность выводов суда. С учетом изложенного следует признать несостоятельными доводы апелляционной жалобы налогового органа о допущенной Управлением росресстра технической ошибке в указании кадастровой стоимости земельных участков.
Не могут повлечь за собой отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о соблюдении налоговым органом порядка обращения в суд. Суд правильно со ссылкой на положения ст. ст. 52, 69, 70, 397 НК РФ указал, что земельный налог уплачивается физическими лицами в определенные законом сроки, на основании направленных налоговых уведомлений. В 2008, 2010 годах налоговой инспекцией Трушниковой Н.Н. должны были быть направлены налоговые уведомления, не позднее 16 августа текущего года об уплате земельного налога равными платежами сроками уплаты: 15 сентября текущего года и не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные требования закона налоговым органом выполнены не были. Налоговый орган ссылается на положения налогового законодательства, предусматривающие возможность перерасчета налога, тогда как из материалов дела следует, что налог за указанные периоды исчислялся Трушниковой Н.Н. впервые.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что исковые требования были заявлены о взыскании земельного налога за 2010 г. Тогда как в суде первой и апелляционной инстанции представители налогового органа поясняли, что ставится вопрос о взыскании земельного налога за 2008 г., 2010 г. В требовании, направленном в адрес Трушниковой Н.Н., частично сумма налога к уплате дописана ручкой. Данные обстоятельства свидетельствуют о не соответствующем требованиям налогового законодательства налоговом контроле.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 января 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.