Указ Президента РФ от 20 июля 1994 г. N 1504
"Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда
при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)"
Указом Президента РФ от 5 мая 2000 г. N 799 настоящий Указ признан утратившим силу
См. Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78
В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции).
2. Установить предельную численность работников:
аппарата Рострудинспекции 90 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий);
государственных инспекций труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов 5100 единиц.
3. Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Правительству Российской Федерации:
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказать содействие в формировании подведомственных Рострудинспекции государственных инспекций труда и выделить необходимые помещения для их размещения;
в 3-месячный срок решить вопрос о выделении помещения для размещения аппарата Рострудинспекции.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Москва, Кремль
20 июля 1994 года
N 1504
Положение
о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда
Российской Федерации (Рострудинспекции)
(утв. Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. N 1504)
См. Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78
1. Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем именуются - государственные инспекции труда) образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности (в дальнейшем именуются - предприятия).
2. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.
На руководителей и работников аппарата Рострудинспекции распространяется законодательство Российской Федерации о государственной службе.
3. Рострудинспекция образует государственные отраслевые инспекции труда, организация деятельности которых регулируется положениями, утверждаемыми главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
4. На должности руководителей государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда назначаются лица, имеющие соответственно высшее юридическое или высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.
5. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правовой и технической инспекциями труда объединений профессиональных союзов.
6. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются:
осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий*, ущемляющих эти права;
разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда;
содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.
7. В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда выполняют следующие функции:
а) Рострудинспекция:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
определяет главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда;
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно-правовое и материальное обеспечение;
анализирует причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда;
участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению;
готовит и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о деятельности Рострудинспекции и соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
б) государственные инспекции труда:
осуществляют надзор и контроль за соблюдением на предприятиях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, анализируют обстоятельства и причины их нарушений, принимают меры по их устранению;
анализируют состояние и причины производственного травматизма, в установленном порядке принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
См. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 (введено в действие с 1 января 1999 г.)
проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
информируют общественность о выявленных на предприятиях нарушениях правовых актов о труде и охране труда, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
организуют обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимают меры по их устранению.
8. Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке;
приобретать вне очереди билеты на все виды транспорта, бронировать и получать места в гостиницах при выездах в командировку.
9. Государственные инспекторы по охране труда вправе:
приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
10. Руководители государственных инспекций труда вправе:
рассматривать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции труда, требовать устранения допускаемых нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнения предписаний государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда;
принимать обязательные для исполнения решения о приостановке работы предприятий, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
запрещать производство средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и технических условий.
11. Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
12. Руководители Рострудинспекции, государственных инспекций труда, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих должностных полномочий, не сообщать администрации предприятий сведения о лицах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой.
13. Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке.
Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.
14. Руководителем Рострудинспекции является главный государственный инспектор труда Российской Федерации в ранге первого заместителя Министра труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Главный государственный инспектор труда Российской Федерации:
руководит на основе единоначалия деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Рострудинспекцию задач и осуществление ею своих функций;
имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации;
распределяет обязанности между заместителями главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
утверждает структуру, штаты и положения о структурных подразделениях Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда;
назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Рострудинспекции и руководителей подведомственных ей государственных инспекций труда.
15. Правительство Российской Федерации устанавливает должностные оклады и другие условия оплаты труда работникам:
аппарата Рострудинспекции применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников федеральных министерств;
государственных инспекций труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
16. Рострудинспекция имеет бланки установленного образца печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Государственные инспекции труда пользуются бланками и печатями по образцам, утвержденным главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
------------------------------------
*) Другие ответственные работники предприятий - работники, которые в соответствии с их полномочиями несут ответственность за визирование проектов актов (приказов, распоряжений и других документов) в части обеспечения соблюдения законодательства о труде, правил охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности.
На должности руководителей государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда назначаются лица, имеющие соответственно высшее юридическое или высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет. Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе: беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением нормативных правовых актов о труде и охране труда; запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; налагать штрафы на ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда. Государственные инспекторы по охране труда вправе: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Указ Президента РФ от 20 июля 1994 г. N 1504 "Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)"
Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1476
Указом Президента РФ от 5 мая 2000 г. N 799 настоящий Указ признан утратившим силу