Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А.
судей Треногиной Н.Г., Веретновой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 14 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 29 ноября 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Екимовой Н. А. удовлетворить.
Признать отказ департамента земельных отношений администрации города Перми от 07.09.2010 года N И-21-01-09-16774 в предоставлении Екимовой Н. А. в собственность земельного участка N 49, площадью 351 кв.м. по адресу: **** неправомерным.
Возложить на департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N 49, площадью 351 кв.м. по адресу: **** в собственность Екимовой Н. А.
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Екимова Н. А. является членом СНТ " ***" в Орджоникидзевском районе г. Перми, за ней закреплён земельный участок N 49 площадью 351 кв.м.
Екимова Н. А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка. Письмом от 07 сентября 2010 года в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка или проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения.
Истец Екимова Н. А. обратилась в суд с заявлением, просила признать отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 07 сентября 2010 года N И-21-01-09-16774 в предоставлении ей в собственность спорного земельного участка неправомерным, ссылаясь на то, что к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка ею были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 28 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Предоставление кадастрового паспорта земельного участка или проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения, данным Федеральным законом не предусмотрено, в связи с чем, требование Департамента земельных отношений администрации города Перми не является правомерным.
Основания отказа в предоставлении в собственность земельного участка установлены в части 4 статьи 28 Земельною кодекса РФ. СНТ " ***" земельный участок был предоставлен для садоводства в бессрочное (постоянное) пользование. Земельные участки используются членами СНГ по назначению - садоводство, у СНТ данные участки не изымались, право бессрочного (постоянного) пользования у СНТ не прекращено. Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми нарушает его право на приобретение земельного участка в собственность.
Помимо этого, истец просил возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N 49, площадью 351 кв.м., по адресу: **** ей в собственность.
В судебном заседании истец участие не принимал.
Представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми иск не признал.
Представитель СНТ " ***" участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент земельных отношений администрации г.Перми просит решение суда отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального права, при этом приводит следующие доводы:
1)решением Пермского горисполкома от 25.08.88 N 650 на садоводческое товарищество при ПО " Организация" (правопреемником которого является СНТ " ***") была возложена обязанность представить на утверждение генплан застройки коллективного сада. Указанная обязанность СНТ " ***" не исполнена. Несмотря на положение п.4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, ст., ст. 28, 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", решение Пермского горисполкома от 25.08.88 N 650, суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения не может быть принято судом во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку обязанность по его предоставлению на истца не возлагалась.
2)Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п.2 ст.81 ЗК РФ). Земельное законодательство закрепляет приоритет земельного кодекса РФ над Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при предоставлении земельных участков гражданам для ведения садоводства, в связи с чем, границы могут быть установлены в общем порядке и в соответствии со специальной нормой. В связи с отсутствием утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения для возможности предоставления садовых земельных участков в собственность членам садоводческого некоммерческого объединения департамент сообщил истцу о возможности формирования земельных участков в общем порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии п.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Руководствуясь действующим законодательством, департамент сообщил истцу о необходимости представить документы из уполномоченного органа по вопросам постановки земельных участков на кадастровый учет (Управления Росреестра по Пермскому краю) - кадастровый паспорт земельного участка разделы В.1-В.4 и кадастровую выписку о земельном участке формы КВ.1-КВ.6, содержащую координаты испрашиваемого земельного участка.
3)согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан не требуется решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
Поскольку раздел земельного участка, предоставленного СНТ " ***", осуществлялся членами данного сада самостоятельно (без издания соответствующего распоряжения) для распоряжения земельным участком департаменту необходимы документы: кадастровый паспорт и кадастровую выписку о земельном участке, содержащую координаты испрашиваемого земельного участка.
4)суд неправомерно обязал Департамент земельных отношений издать ненормативный правовой акт по вопросу предоставления земельного участка в собственность Екимовой Н. А., поскольку принятие таких актов относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, а ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней ( пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно части 4 статьи 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Статьей 25.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его омпетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
-акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, ыданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном аконодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такою гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
-иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина а данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует и установлено судом, что 08 февраля 1989 года коллективному саду при ПО " Организация" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в квартале N 101, 102 Гайвинского лесничества Закамского лесхоза в Орджоникидзевском районе города Перми. В дальнейшем коллективный сад при ПО " Организация" был переименован в СНТ " ***" Орджоникидзевского района города Перми. Екимова Н. А. являлся членом СНТ N ***", за ней закреплен земельный участок N 49, площадью 351 кв. м.
16 августа 2010 года она обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка.
07 сентября 2010 года Екимовой Н. А. направлен ответ, в которым была разъяснена обязанность представить в Департамент земельных отношений кадастровый паспорт земельного участка и кадастровую выписку о земельном участке.
Удовлетворяя иск Екимовой Н. А. в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из требований действующего законодательства, процедура бесплатного оформления прав на земельные участки состоит из двух этапов: получение разрешения о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающем правом предоставления такого земельного участка, а затем регистрации права собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела, к заявлению, направленному Екимовой Н. А. в Департамент земельных отношений администрации города Перми, о предоставлении земельного участка в собственность, ей были приложены все документы, указанные в статье 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, требование Департамента земельных отношений администрации города Перми при рассмотрении указанного заявления Екимовой Н. А. о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке не основано на законе.
Судом было установлено, что истец к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность прилагал описание местоположения земельного участка, изготовленное ООО " Организация1". Данное описание содержит данные о характерных точках границ земельного участка с указанием их координат, а также иные данные (длину, дирекционные углы), которые позволяют определить на местности границы спорного земельного участка.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения, обязанность по подготовке которого лежала на СНТ " ***", не является основанием для отказа истцу в удовлетворении иска, поскольку обязанность по предоставлению данных документов на него не возлагалась.
Поскольку ответчиком не были представлены доказательства невозможности представления в собственность истца спорного земельного участка, судом первой инстанции правомерно принято решение о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности подготовить распоряжение о предоставлении спорного земельного участка в собственность Екимовой Н. А.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что земельный участок, на который претендует истец, находится в пределах земельного участка, предоставленного СНТ " ***", представитель СНТ в письменном объяснении на иск не возражал против передачи в собственность Екимовой Н. А. спорного земельного участка, удовлетворение настоящего иска не повлечет за собой нарушение прав третьих лиц, в том числе, и муниципального образования город Пермь.
Поскольку постановка земельных участков на кадастровый учет носит заявительный характер, следовательно, изготовление кадастрового паспорта на земельный участок N 10 в СНТ " ***" возможно в дальнейшем при решении вопроса о кадастровом учете этого земельного участка после проведения регистрации на него права собственности за истцом.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, суд правильно применил материальный закон и нормы процессуального законодательства.
Довод кассационной жалобы о том, что для разрешения ответчиком вопроса о возможности предоставления истцу спорного земельного участка в собственность требовалось предоставление кадастрового паспорта, не влияет на законность вынесенного судом решения.
Как указано выше, судом первой инстанции было установлено, что истцом с заявлением о представлении земельного участка в собственность в Департамент земельных отношений администрации города Перми был предоставлен документ, который содержал координаты испрашиваемого земельного участка, представленные документы позволяли ответчику решить вопрос о предоставлении истцу. спорного земельного участка в собственность.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 29 ноября 2010 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.