Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Балуевой Н.А.,
судей Хрусталевой Л.Е., Мехоношиной Д.В.
рассмотрела 16 февраля 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Бартова В.Н. на решение Уинского районного суда Пермского края от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Бартову В.Н. в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Уинского сельского поселения Уинского района Пермского края от 01.12.2010г. о не признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании жилищной комиссии администрации Уинского сельского поселения поставить его и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий- отказать".
Заслушав доклад судьи Балуевой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бартов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Уинского сельского поселения от 01.12.2010г. об отказе в постановке на учёт его и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на жилищную комиссию администрации Уинского сельского поселения обязанности осуществить постановку его семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявления указал, что он обратился в жилищную комиссию администрации Уинского сельского поселения с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. 01.12.2010 года решением жилищной комиссии ему в удовлетворении заявления было отказано. Полагает, что данное решение не основано на нормах закона и ущемляет его права на жильё, поскольку площадь квартиры, в которой он с семьёй проживает составляет 45 кв.метров. В квартире их проживает четверо (кроме него, жена, сын, родной брат). Обеспеченность на одного члена семьи составляет 11,25 кв.метров, что меньше установленной на территории села Уинское нормы (12 кв.м.). При этом жилищная комиссия необоснованно не признала Бартова И.Н. 1983 г.р. членом его семьи. В обжалуемом решении не указано какие документы не представлены на регистрацию.
Судом принято вышеназванное решение об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Бартов В.Н. просит решение суда отменить по следующим основаниям. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, неправомерно рассмотрел дело без участия Бартовой Н.Е., не извещённой о рассмотрении дела надлежащим образом. Суд необоснованно сделал вывод о том, что им (заявителем) не представлено доказательств вселения брата в квартиру, тогда как в деле имеются письменные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле о его вселении. Кроме того, обязанность по доказыванию законности принятого жилищной комиссией решения лежит на соответствующем муниципальном органе, а не на гражданине. Какие-либо дополнительные доказательства судом у него (заявителя) не истребованы, в решении не указано какой документ будет являться подтверждающим факт вселения брата в качестве члена семьи собственника.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (ч.1). Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2).
В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее -нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом при разрешении спора установлено и следует из материалов дела, что 30.11.2010г. Бартовым В.Н. подано заявление о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в соответствующих программах. Жилищной комиссии были представлены справка о регистрации проживающими в квартире, расположенной по адресу: ****, Бартова В.Н., его брата - Б. дата рождения (с 12.11.2009 года), Б1.- жены заявителя, Б2. - несовершеннолетнего сына заявителя, Х. - без указания степени родства, копия свидетельства о рождении сына, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Бартова В.Н. на квартиру, общей площадью 45 кв.м., расположенную по адресу: ****, справки из ЦТИ, регистрационной службы о том, что Б1., Б2., Б. не имеют в собственности жилья.
Решением комиссии от 01.12.2010 г. Бартову В.Н. отказано в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ), так как обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 15 кв.м (45 кв.м : 3 члена семьи - Бартов ВН., его жена и сын), что превышает учётную норму (в соответствии с решением Совета депутатов Уинского сельского поселения Уинского района Пермского края от 20.03.2007г. утверждена учётная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади помещения на одного члена семьи), учитывая, что Б. не является членом семьи заявителя.
Оценивая вышеназванные обстоятельства, суд правомерно пришёл к выводу о том, что обжалуемый Бартовым В.Н. отказ в постановке на жилищный учёт не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку жилищная комиссия учитывала членов семьи Бартова В.Н. в соответствии с требованиями ч.1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Из представленных Бартовым В.Н. в жилищную комиссию документов не следует, что брат Бартова В.Н. вселён в принадлежащее Бартову В.Н. на праве собственности жилое помещение в качестве члена его семьи, учитывая, что факт регистрации проживающим в жилом помещении безусловно не свидетельствует о признании его таковым.
Поскольку суд обоснованно признал обжалуемое решение жилищной комиссии не противоречащим нормам жилищного законодательства, то правомерно отказал в удовлетворении требования об устранении допущенных нарушений прав Бартова В.Н. (ст.258 ГПК РФ), учитывая, что Бартовым В.Н. заявлено требование в порядке главы 25 ГПК РФ, спора о праве (соответствующего иска) не заявлялось.
Доводы о допущенных судом процессуальных нарушениях в отношении других лиц, участвующих в деле, не являются основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении прав заявителя.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену принятого судом решения, решение суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уинского районного суда Пермского края от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бартова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.