судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Елистратовой Е.В.
судей: Сказочкина В.Н., Самчелеевой И.А.
при секретаре Тимагине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воссиной И.В. на решение Кинель- Черкасского районного суда Самарской области от 12.03.2012 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Воссиной И.В. отказать."
Заслушав доклад судьи областного суда Самчелеевой И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ГУ-УПФ РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области Хильченко И.В., судебная коллегия апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кинель- Черкасском районе Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, её назначение и выплату.
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что 04.10.2011 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области. Считает, что у нее, как у лица, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в силу п.п.19 п. 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии. 12.01.2012 года органом пенсионного обеспечения в назначении досрочной пенсии ей было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, из специального стажа были исключены: отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 3 лет, продолжительностью 1 год 11 месяцев с 01.07.1995 года по 31.05.1997 года, а также периоды её работы с 11.08.2001 года по 31.08.2001 года, с 30.05.2002 года по 31.08.2002 года, с 25.05.2003 года по 31.08.2003 года, с 02.06.2009 года по 01.09.2009 года в должности "данные изъяты" в Кинель-Черкасском Доме детского творчества N 2, так как согласно пункту 12 Правил назначения пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 года, по состоянию на 01.01.2001 года она не имела стажа работы требуемой продолжительности 16 лет 8 месяцев, а фактически ею отработано 14 лет 5 месяцев 19 дней. С отказом в назначении пенсии она не согласна, считает его незаконным, нарушающим её право на пенсионное обеспечение, гарантированное государством, ссылается на то, что вся её профессиональная деятельность была связана с воспитанием и образованием детей, она работала и продолжает работать в учреждениях, осуществляющих педагогическую деятельность, выполняемые ею трудовые обязанности непосредственно связаны с воспитательной и образовательной деятельностью в учреждениях для детей. Просила признать необоснованным отказ органа пенсионного обеспечения в назначении досрочной пенсии по старости, обязать включить в стаж периоды её работы с 11.08.2001 года по 31.08.2001 года,
с 30.05.2002 года по 31.08.2002 года, с 25.05.2003 года по 31.08.2003 года, с 02.06.2009 года по 01.09.2009 года в должности "данные изъяты" дополнительного образования в Кинель-Черкасском Доме детского творчества N 2, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, а именно с 04.10.2011 года. Истица дополнила исковые требования, просила включить в льготный стаж исключенное органом пенсионного обеспечения время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.07.1995 года по 31.05.1997 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Воссина И.В. просит данное решение отменить, считает его неправильным.
В судебном заседании представитель ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Хильченко И.В. пояснила, что согласна с решением суда. Просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ГУ-УПФ РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области Хильченко И.В., судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 04.10.2011 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области. 12.01.2012 года орган пенсионного обеспечения рассмотрел обращение истицы и
принял решение, которым в назначении досрочной пенсии истице отказал в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.(л. д. 4, 5, 84, 85). Орган пенсионного обеспечения провел проверку педагогического стажа истицы и установил, что по состоянию на 01.01.2001 года специальный педагогический стаж истицы составил 14 лет 5 месяцев 19 дней, при этом в специальный стаж были засчитаны периоды с 15.08.1984 года по 30.06.1995 года в Кинель-Черкасской средней школе N 3 в качестве "данные изъяты" с 01.06.1997 года по 10.08.2001 года; в Кинель-Черкасской средней школе N 3 в качестве "данные изъяты" и "данные изъяты" по воспитательной работе, с 01.09.2001 года по 29.05.2002 года по совместительству в МОУ "Кинель-Черкасская средняя общеобразовательная школа N 3" в качестве "данные изъяты", с 01.09.2002 года по 24.05.2003 года по совместительству в МОУ "Кинель-Черкасская средняя общеобразовательная школа N 3" в качестве "данные изъяты", с 01.09.2003 года по 01.06.2004 года по совместительству в МОУ "Кинель-Черкасская средняя общеобразовательная школа N 3" в качестве "данные изъяты".
Из специального стажа был исключен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также до 3 лет, продолжительностью 1 год 11 месяцев с 01.07.1995 года по 31.05.1997 года, а также периоды её работы с 11.08.2001 года по 31.08.2001 года, с 30.05.2002 года по 31.08.2002 года, с 25.05.2003 года по 31.08.2003 года, с 02.06.2009 года по 01.09.2009 года в должности "данные изъяты" дополнительного образования в Кинель-Черкасском Доме детского творчества N 2, со ссылкой на то, что согласно пункту 12 Правил назначения пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, по состоянию на 01.01.2001 года истица не имела стажа работы требуемой продолжительности 16 лет 8 месяцев, а фактически ею отработано 14 лет 5 месяцев 19 дней.
Статья 55 Федерального закона "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 года (с последующими изменениями и дополнениями) указывает, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.12.2001 годаN 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовую пенсию.
Статья 27 упомянутого выше Федерального закона закрепляет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан и указывает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, (п.п. 19, п.1 ст. 27 Закона).
В силу п. 2 названной выше нормы Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в прежней редакции Закона), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года. Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений дополнительного образования детей.
В пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067". Этим постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-0, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
С учетом положений, закрепленных в п. 12 упомянутых выше Правил, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: по состоянию на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что орган пенсионного обеспечения объективно установил, что у истицы отсутствовал необходимый стаж работы в соответствующих должностях продолжительностью 16 лет 8 месяцев и по этим мотивам пришел к обоснованному выводу об отказе зачета в специальный стаж периодов работы истицы с 11.08.2001 года по 31.08.2001 года, с 30.05.2002 года по 31.08.2002 года, с 25.05.2003 года по 31.08.2003 года, с 02.06.2009 года по 01.09.2009 года
Суд правильно пришел к выводу, что орган пенсионного фонда правомерно и обоснованно не включил в льготный стаж истицы время нахождения в отпуске по уходу за ребенком общей продолжительностью 1 год 11 месяцев- с 01.07.1995 года по 31.05.1997 года, указав, что действовавшими до 06.10.1992 года статьями 165 и 167 КЗоТ РСФСР
предусматривалось, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений.
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 29 (действующим в редакции постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 года N 36) было утверждено согласованное с Минсоцзащитой РФ Разъяснение "О порядке применения Списков производств, работ, профессий и должностей дающих право на получение пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет". Согласно п. 21 указанных "Разъяснений" время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по 06.10.1992 года, то есть до дня вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ".
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" дал судам необходимые разъяснения и указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных: условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В судебном заседании первой инстанции установлено, что в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и возраста 3 лет истица находилась с 01.07.1995 года по 31.05.1997 года, то есть после 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), следовательно, право на включение в льготный стаж отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что вся профессиональная деятельность истца была связана с воспитанием и образованием детей, что у нее имеется тождественность функций, условий и характера деятельности "данные изъяты" и "данные изъяты" дополнительного образования по программе "Великое русское слово", идентичность образовательных программ, а также, что суд незаконно не включил в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком-не могут являться основанием к отмене правильного решения суда, поскольку являлись предметом рассмотрения, суд дал им надлежащую оценку. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель- Черкасского районного суда Самарской области от 12.03.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воссиной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.