судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Ермаковой Е.И.,
Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А.,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
при секретаре Садовниковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2010 года, которым постановлено:
"Требования Министерства имущественных отношений Самарской области и Прокурора г. Самары удовлетворить.
Признать постановление Администрации г.о. Самара Номер обезличен от 07.04.10 г. "Об утверждении Порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории г.о. Самара" с изменениями, внесенными постановлением Номер обезличен от 05.05.10г. недействующим и не подлежащим применению".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Главы и Администрации городского округа Самара по доверенности Жданович А.С., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу прокурора Гуляевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор городского округа Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области обратились в суд с заявлениями о признании недействующим постановления Администрации городского округа Самара от 07.04.2010 Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара".
Определением суда от 02.08.2010 года гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство л.д. 38).
В обоснование заявленных требований указано, что утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара Порядок размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара (далее - Порядок) противоречит федеральному законодательству. Разделом 2 (пункты 2.1-2.13) Порядка предусмотрена выдача Главой г.о. Самара разрешения на размещение временных объектов на основании заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о размещении временного объекта на конкретном земельном участке, в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой места размещения объекта. Указанный раздел противоречит положениям ст.ст. 40-43, 35, 36 Земельного кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", поскольку предусматривает возможность выдачи разрешения на размещение временного объекта без правоустанавливающих документов на земельный участок. Выдача гражданам и юридическим лицам актов приемки принадлежащих им временных объектов в эксплуатацию к вопросам местного значения городского округа не отнесена. Фактически размещение временных объектов на основании разрешений, выданных администрацией, будет приводить к самовольному занятию земельных участков без оформленных надлежащим образом документов на землю, что влечет ответственность установленную КоАП РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявители просили суд признать оспариваемое постановление недействующим и не подлежащим применению.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым решением Администрация городского округа Самара обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. ст. 245, 251 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявления граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим? влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Судом установлено, что 07.04.2010 года Администрацией городского округа Самара принято Постановление Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара".
Данное постановление с соответствующими приложениями к нему было официально опубликовано в печатном издании - "Самарская газета" 10.04.2010 года, Номер обезличен и, согласно п. 2.1 Решения Думы городского округа Самара от 26.10.2006 Номер обезличен "Об утверждении положения "О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов городского округа Самара", вступило в силу.
Как следует из п. 1.1 постановления от 07.04.2010 Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара", оно принято в целях реализации норм земельного законодательства, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 Номер обезличен.
При этом под временными объектами понимаются нестационарные объекты, не связанные прочно с земельным участком в независимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе объекты торговли и услуг, остановочные павильоны, металлические гаражи, автостоянки и парковки, не являющиеся объектами капитального строительства, и другие объекты, за исключением средств наружной рекламы, розничных рынков (п. 1.2 постановления).
Разделом 2 (пункты 2.1-2.13) названного Порядка, предусмотрена выдача разрешения на размещение временного объекта Главой городского округа Самара на основании заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о размещении временного объекта на конкретном земельном участке в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой места размещения объекта.
Между тем, суд правильно указал, что положения оспариваемого постановления противоречат нормам Земельного Кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 40-43 Земельного Кодекса РФ, права на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, в том числе право на установку временных объектов на земельном участке, принадлежат собственникам земельных участков, а также землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков.
Таким образом, как обоснованно указал суд, до возникновения у граждан и организаций права на земельный участок, у них отсутствуют права на его использование, в том числе и посредством размещения на нем временных объектов.
Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом, в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Между тем, разделом 2 оспариваемого постановления от 07.04.2010 Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара", предусматривается предоставление Главой г.о. Самара заявителям права на установку на земельных участках строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (временных объектов) не по основаниям, установленным законом, а на основании разрешения Главы г.о. Самара, что противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства.
Установлено также, что Раздел 3 указанного выше постановления Администрации г.о. Самара (пункты 3.1 - 3.12) устанавливает порядок приемки временных объектов в эксплуатацию, которая осуществляется на основании поданного в Администрацию городского округа Самара заявления, путем оформления акта приемки временного объекта в эксплуатацию, утверждаемого Главой г.о. Самара.
Согласно п. 3.1, эксплуатация временного объекта допускается только при наличии указанного акта, то есть фактически при подписании акта, Главой г.о. Самара дается разрешение на эксплуатацию объекта до разрешения вопроса о предоставлении земельного участка.
Однако, суд правильно указал, что действующим законодательством Российской Федерации выдача органами местного самоуправления актов приемки в эксплуатацию и разрешений на эксплуатацию временных объектов не предусмотрена.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления и должностные лица вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26), выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа (п.26.1), а также владение, пользование и распоряжениеимуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Самара (п. 3).
Вопросы, связанные с выдачей гражданам и юридическим лицам разрешений на размещение и актов приемки в эксплуатацию принадлежащих им временных объектов, к вопросам местного значения городского округа Самара не отнесены.
Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон (ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 Номер обезличен "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области
В соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 Номер обезличен был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно положениям указанного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 3.1 Порядка, заявитель имеет преимущественное право на заключение договора аренды только в том случае, если права на установку временных строений на испрашиваемом земельном участке ранее возникли у заявителя на основании соответствующего разрешения уполномоченного органа местного самоуправления.
Норма, закрепленная в пункте 3.1. Порядка, воспроизводится также и в пункте 2.3. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. Номер обезличен.
Регламент предусматривает, что в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками уполномоченный орган обеспечивает передачу в установленном порядке в Министерство документов, связанных с предоставлением земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством:
заключенных договоров аренды земельных участков, срок действия которых не истекает к 1 июля 2006 года, а также договоров аренды земельных участков, заключенных (возобновленных) на неопределенный срок, с приложением всех имеющихся в уполномоченным органе документов по предоставлению таких земельных участков;
заключенных ранее комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары договоров аренды земельных участков, переданных по договору цессии;
решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, на основании которых не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры.
С 1 июля 2006 года права и обязанности арендодателя по указанным выше договорам осуществляются министерством, что оформляется дополнительным соглашением к договору аренды, заключаемым между соответствующим органом местного самоуправления городского округа Самара и министерством.
Решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия министерством решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.
При этом, как правильно указал суд, постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 Номер обезличен не связывает возможность оформления физическими и юридическими лицами прав на земельные участки с наличием либо отсутствием у них вновь выданного разрешения органа местного самоуправления на размещение временных объектов.
Анализируя положения ст. 65 Земельного Кодекса РФ, согласно которой использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы за ее использование являются земельный налог и арендная плата, а также ст. 57 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются, в том числе, за счет доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, суд обоснованно согласился с доводами Министерства имущественных отношений о том, что оспариваемым постановлением нарушается и принцип платности землепользования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Администрации г.о. Самара от 07.04.2010 Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара", не соответствует указанным выше требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Министерством имущественных отношений Самарской области и прокурором г. Самары требования, признав данное постановление, с изменениями, внесенными постановлением Номер обезличен от 05.05.10г., недействующим и не подлежащим применению.
Вывод суда о том, что по вступлении решения в законную силу сообщение о решении суда подлежит публикации в "Самарской газете", соответствует требованиям ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона "О средствах массовой информации".
Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении норм материального права, по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, нельзя признать обоснованными.
Исследованными доказательствами установлено, что Постановление Администрации г.о. Самара от 07.04.2010 года Номер обезличен "Об утверждении порядка размещения и приемки в эксплуатацию временных объектов на территории городского округа Самара" противоречит действующему законодательству, поскольку разрешение данных вопросов не входит в компетенцию органов местного самоуправления городского округа, а положения нормативно правового акта, по существу, предрешают принятие Министерством имущественных отношений Самарской области, в чьи полномочия с 1 июля 2006 года входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, соответствующего решения о предоставлении гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам земельных участков, в том числе и для размещения временных объектов.
Таким образом, незаконное возложение оспариваемым постановлением на физических и юридических лиц обязанности по получению разрешения Главы г.о. Самара на размещение временных объектов на конкретном земельном участке, в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой места размещения объекта, а также и акта ввода объектов в эксплуатацию, нарушает права и охраняемые законом интересы указанных лиц на оформление прав на земельные участки в установленном законом порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на п. 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городком округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. Номер обезличен, а также Приложение Номер обезличен к указанному постановлению, где одним из документов, представляемых заявителем при обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления земельного участка указано разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке либо акта принятия в эксплуатацию временного объекта, в случае если на испрашиваемом земельном участке располагаются временные объекты, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства.
Толкование положений п. 3.1 названного Порядка и Приложения Номер обезличен к постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 года Номер обезличен, в их взаимосвязи, свидетельствует о том, что необходимость предоставления разрешения уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на испрашиваемом земельном участке либо акта принятия временного объекта в эксплуатацию, имеется лишь в том случае, если право на установку объекта у физического или юридического лица возникло до 1 июля 2006 года, когда полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, были переданы Министерству имущественных отношений Самарской области.
Поскольку вопросы размещения временных объектов на соответствующих земельных участках непосредственно связаны с предоставлением таких участков и их целевым использованием, что относится к исключительной компетенции Министерства имущественных отношений Самарской области, доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что выдача таких разрешений и актов ввода временных объектов в эксплуатацию относится к иным вопросам, которые полномочны решать органы местного самоуправления городского округа, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что оспариваемое постановление было принято Администрацией г.о. Самара во исполнение норм земельного законодательства, а также и Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городком округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. Номер обезличен.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.