судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,
Судей: Пияковой Н.А., Калинниковой О.А.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2011 года, которым постановлено:
"Иск Савельева А.А. - удовлетворить.
Признать за Савельевым А.А. право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
Обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Савельеву А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калиниковой О.А., возражений Савельева А.А. и его представителя Юдина Ю.В. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савельев А.А. обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На момент лишения родительских прав, его мать была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес". Право на данное жилое помещение было закреплено за ним постановлением Администрации Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошёл пожар, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Личного жилья для проживания он не имеет, однако, распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в принятии на учёт как лица из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что за ним закреплена жилая площадь.
Ссылаясь на то, что в результате пожара и признания дома N по "адрес" аварийным и подлежащим сносу он лишился закреплённого за ним жилья, просил признать его право на внеочередное обеспечение жильем и обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу п. 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.06 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.05 N 152 ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 N 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона N 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Как установлено судом, Савельев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (л.д.9-10).
Закрепленное за Савельевым А.А. постановлением Администрации Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение по адресу: "адрес" пострадало вследствие пожара ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15).
Из материалов дела также следует, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара N от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет как лица из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, Савельеву А.А. отказано, в связи с тем, что за ним закреплена жилая площадь.
Между тем, вопрос о постановке Савельева А.А. на учет как имеющего право на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с непригодностью для проживания закрепленного жилого помещения и сносом дома, ответчиками также не разрешен.
Опека над Савельевым А.А., установленная постановлением Администрации Самарского района г. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ, прекращена вследствие достижения им возраста 18 лет ( п. 3 ст. 40 ГК РФ).
Общежитием по месту учебы в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (л.д. 83), а также иным жилым помещением за счет государственных средств, Савельев А.А. не обеспечен.
В настоящее время истец не имеет личного жилого помещения для проживания, вынужден снимать жилье.
Социальный статус Савельева А.А., относящегося к категории лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден справкой Отдела опеки и попечительства Железнодорожного района г. Самары (л.д. 81).
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд пришел к правильному выводу о том, что Савельев А.А., относящийся к числу детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, лишившийся закрепленного жилого помещения вследствие пожара и признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленным им требования, обязав ответчиков представить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Савельеву А.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара на Главу г.о. Самара, Администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара, Администрация г.о.Самара, возглавляемая Главой, а также Департамент управления имуществом г.о. Самара входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Именно названные органы местного самоуправления, в соответствии с Уставом г.о. Самара, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией (полномочиями).
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Доводы кассационной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на социальные выплаты, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Ссылки в кассационной жалобе на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и п. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ N 159 от 21.12.1996 г. о том, что жилые помещения представляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении либо по окончании их службы в армии, тогда как Савельев А.А. является студентом ВУЗа и лицом призывного возраста, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании закона.
Буквальное толкований положений закона о "пребывании в образовательном учреждении", "по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ" подразумевает проживание указанной категории лиц в этих учреждениях или их обеспеченность жилым помещением в соответствующий период их жизни.
Суд правильно исходил из того, что Савельев А.А., являющийся студентом ВУЗа, жильем (местом в общежитии) на время учебы не обеспечен, закрепленного жилого помещения лишился в результате пожара, а опека над ним, с правом проживания у опекуна прекратилась ДД.ММ.ГГГГ., в силу ч. 3 ст. 40 ГК РФ, без особого решения по достижении им возраста 18 лет.
Не являются основанием для отмены правильного решения суда и другие доводы кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 362 ГП РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.