Судья Саратовского областного суда Пантелеев В.М.,
при секретаре Голубеве И. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Блатман О.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 1 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Блатман О.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Ленинского района г. Саратова по пожарному надзору от 29 сентября 2011 года директор муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N ***" г. Саратова Блатман О.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 1 декабря 2011 года вышеуказанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение государственному инспектору Ленинского района г. Саратова по пожарному надзору.
В жалобе, поступившей в областной суд, Блатман О.В. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что судом было установлено отсутствие материалов проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саратова, а также сведений о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности. Кроме того, в день проведения проверки каких-либо документов, подтверждающих законность ее проведения, как того требует Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", требование прокуратуры Ленинского района г. Саратова либо иное распоряжение о проведении проверки, ей не представлялись. Полагает, что поскольку все необходимые для разрешения жалобы документы суду были представлены, иных доказательств по делу не имеется, суду следовало принять решение о прекращении производства по делу, а не направлять дело на новое рассмотрение, так как полномочиями по проведению дополнительных проверок или составлению каких-либо актов, фиксирующих те или иные обстоятельства, должностное лицо государственного органа не имеет, а поэтому будет исследовать те доказательства, которые имелись у суда на момент вынесения оспариваемого решения.
Блатман О.В., её представитель Цопин А.А., должностное лицо, прокурор о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили.
Проверив законность и обоснованность вынесенного решения суда в полном объеме, прихожу к следующему выводу.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Из оспариваемого постановления государственного инспектора Ленинского района г. Саратова по пожарному надзору от 29 сентября 2011 года следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саратова, установлено, что Блатман О.В., являясь лицом, ответственным за пожарную безопасность помещений МОУ "СОШ N ***", нарушила ряд требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, как правильно указано районным судом, постановление прокурора содержит противоречивые данные о поводе и основаниях возбуждения дела об административном правонарушении. Так постановление не содержит данных о сроках проведения прокуратурой проверки, о её проведении совместно с каким-либо контролирующим органом, о привлечении специалистов. Судом из показаний Блатман О.В. установлено, что должностные лица прокуратуры Ленинского района г. Саратова с какими-либо проверками в здание МОУ "COШ N ***" в сентябре 2011 г. не приходили. Сообщение от 12.09.2011 г. о наличии нарушений требований ППБ 01-03, поступившее в прокуратуру, обозренное судом, содержит указание на то, что проверка проведена не в рамках указанной прокурором Ленинского района г. Саратова проверки, а в связи с проведением месячника безопасности детей с Саратовской области на основании телеграммы ПРЦ МЧС России от 19.08.2011 г. N 223, от 24.08.2011 г. N 208. В материалах дела отсутствует материал указанной проверки, подтверждающий наличие в помещениях МОУ "СОШ N ***" г. Саратова нарушений, перечисленных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о противоречивости и неполноте представленных для рассмотрения должностному лицу материалов, что препятствовало рассмотрению дела по существу.
Таким образом, должностным лицом органа пожарного надзора на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и при его рассмотрении допущены существенные процессуальные нарушения, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления с необходимостью возвращения дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о необходимости отмены постановления должностного лица ввиду допущенных им существенных нарушений требований КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения, не может быть принят во внимание.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения судьи Ленинского районного суда г. Саратова и удовлетворения жалобы Блатман О.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 1 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N ***" г. Саратова Блатман О.В. оставить без изменения, жалобу Блатман О.В. - без удовлетворения.
Судья В.М. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.