Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Граф Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М. гражданское дело по иску Управления министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс" (далее по тексту НАО "УПК "Ресурс"), Рудинскому Н.В., АОЗТ "Эвикция" о ликвидации некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс", возложении на учредителей обязанности по ликвидации, определении порядка и сроков ликвидации по апелляционной жалобе Рудинского Н.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 31.01.2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Рудинского Н.В. - Климановой В.Н., действующей по доверенности от 30.12.2011, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось с иском к НАО "УПК "Ресурс", Рудинскому Н.В., АОЗТ "Эвикция" с требованиями о ликвидации НАО "УПК "Ресурс", возложении на учредителей обязанности по ликвидации, определении порядка и сроков ликвидации. Свои требования мотивирует тем, что НАО "УПК "Ресурс" с юридическим адресом: "адрес" "А" была зарегистрирована "данные изъяты".
В соответствии с планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых Управлением Минюста Российской Федерации по Саратовской области в 2011 году проверка Некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс" была назначена с 01.02.2011 года по 21.02.2011 год, о чем в адрес НАО "УПК "Ресурс" было направлено письменное уведомление о проведении проверки.
В ходе проверки НАО "УПК "Ресурс" был проведен анализ документов, содержащихся в учетном деле, в результате которого установлено, что НАО "УПК "Ресурс" не представляла в уполномоченный орган документы, содержащие информацию о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы, а также не представляла иной информации.
21.02.2011 года от учредителя НАО "УПК "Ресурс" Рудинского К.И. поступило письмо, согласно которому НАО "УПК "Ресурс", прекратила свою деятельность в 2006 году, директор ФИО1 умер, возобновление деятельности НАО "УПК "Ресурс" как юридического лица не планируется.
Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области постановил решение, которым постановил ликвидировать НАО "УПК "Ресурс", ИНН N, юридический адрес: "адрес"
Возложить на учредителей НАО "УПК "Ресурс" Рудинского Н.В., проживающего по адресу: "адрес", АОЗТ "Эвикция", юридический адрес: "адрес" обязанность по осуществлению ликвидации НАО "УПК "Ресурс", N, юридический адрес: "адрес"
Установить для ликвидации НАО "УПК "Ресурс" срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и порядок ликвидации - в порядке, установленным законодательством о банкротстве.
Взыскать в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области государственную пошлину: с НАО "УПК "Ресурс в размере 1333 рубля 33 копейки, с Рудинского Н.В. в размере 1333 рубля 33 копейки, с АОЗТ "Эвикция" в размере 1333 рубля 33 копейки.
С решением не согласился Рудинский Н.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что истцом не было представлено доказательств того, что юридическое лицо осуществляет деятельность и не обладает признаками отсутствующего (недействующего) юридического лица, и что оно осуществляет деятельность с нарушением закона. Указывает, что НАО "УПК "Ресурс" фактически прекратила свою деятельность, а последняя налоговая отчетность в налоговые органы сдавалась за 2009 год, начисление налоговых платежей за последующие периоды не производится, местонахождение организации неизвестно, в связи с чем вывод суда о невозможности применения порядка исключения НАО "УПК "Ресурс" из ЕГРЮЛ по причине наличия недоимки по налогам является не обоснованным.
Наличия оснований, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) для применения процедуры банкротства к НАО УПК "Ресурс" не имеется по причине отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что НАО "УПК "Ресурс" обладает признаками несостоятельности, предусмотренных нормами п. 4 ст. 61 ГК РФ и ст. ст. 5,6 ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)".
В ходе судебного заседания представитель Рудинского Н.В. - Климанова В.Н. поддержала доводы жалобы, просила отменить решение суда, при этом пояснив, что Рудинский Н.В. полагает возможным ликвидировать НАО "УПК "Ресурс".
Рудинский Н.В. в судебное заседание не явился, извещен, не просил отложить слушание по делу.
Представитель Управления министерства юстиции РФ по Саратовской области, представитель УФНС России по Саратовской области, представитель НАО "УПК "Ресурс", представитель АОЗТ "Эвикция", в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель МИФНС России N 2 по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене частично по следующим основаниям.
Согласно Уставу НАО "УПК "Ресурс" является юридическим лицом, некоммерческой организацией без ограничения срока деятельности. Организация не имеет цели извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Удовлетворяя заявление ГУ Минюста России по Саратовской области о ликвидации некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс", суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии обстоятельств, которые законодательство признает основанием для ликвидации. В указанной части решение суда не обжалуется.
Разрешая вопрос о порядке, сроках ликвидации некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс" и возлагая на учредителей обязанность по ликвидации организации, суд первой инстанции исходил из ст. 6 ГК РФ (аналогии права), применяя нормы ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", мотивировав тем, что осуществить ликвидацию юридического лица в порядке статья 21.1 ФЗ от 08.08.2001 года N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" не представляется возможным, поскольку имеются недоимки по налогам и сборам и была представлена отчетность по налогам и сборам за последние 12 месяцев.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и оценке представленных доказательств.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Как следует из действующего законодательства, процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным статьей 29 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и по основаниям, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно акту проверки от 22.02.2011 года N 17 на основании приказа Управления от 11. 01. 2011 года N 5-П "О проведении плановой документарной проверки некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс" установлено, что последняя отчетность организацией предоставлялась за 9 месяцев 2009 года 24.03.2010 года, при этом штрафных санкций у организации не имелось, т.е. на момент подачи искового заявления 14.11.2011 года юридическое лицо, в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доказательств того, что НАО "УПК "Ресурс" осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, в материалах дела не имеется, равно как и доказательств наличия задолженности по налогам и сборам. Представленные данные оперативного учета по состоянию на 08.12.2011 год на листе дела 76 относятся к автономной некоммерческой организации "Балаковский учебно-производственный комбинат "Ресурс", в отношении этой же организации представлен ответ Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 13.01.2012 года (л.д.124) о том, что автономная некоммерческая организация "Балаковский учебно-производственный комбинат "Ресурс" отчитывалась 21.01.2011 года о своей деятельности налоговой декларацией по УСН за 2010 год.
Как следует из материалов дела по состоянию расчетов на 29.12.2011 года у НАО УПК "Ресурс" имеется незначительная задолженность по налогам и недоимкам (л.д. 125-127).
По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20.12.006 года N 67 " О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", разъяснил, что заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано налоговым органом лишь при наличии у него доказательств обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджет.
Таким образом, статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, однако неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части срока и порядка ликвидации некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс", принять в указанной части новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 31.01.2012 года отменить в части срока и порядка ликвидации некоммерческой автономной организации "Учебно-производственный комбинат "Ресурс", принять в указанной части новое решение, которым ликвидировать некоммерческую автономную организацию "Учебно-производственный комбинат "Ресурс", как прекратившую свою деятельность с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.