Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М. и Пункиной Т.М.,
при секретаре Новикове М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Блинникова А.Н. - Баженова С.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2010 года, которым:
отказано в удовлетворении искового заявления Блинникова А.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании постановления незаконным, о понуждении предоставления в аренду земельного участка и о понуждении направления проекта договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Блинникова А.Н. - Баженова С.В. (доверенность от 22.03.2010 года сроком на 3 года), просившего удовлетворить кассационную жалобу, объяснения представителя Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Соловьевой Ю.С. (доверенность от 16.12.2010 года), просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Блинников А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании постановления незаконным, о понуждении предоставить земельный участок в аренду, о понуждении направления проекта договора аренды земельного участка. В обоснование требований ссылается на то, что с начала 2008 года им начата процедура оформления права аренды на земельный участок площадью 297 кв.м., расположенный по адресу: г.Саратов, "адрес", для строительства, им направлено заявление о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов. В Саратовской газете "Саратовская панорама" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками было размещено сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 297 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, "адрес" в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению проекте границ земельного участка. Кадастровым паспортом земельного участка был присвоен кадастровый номер 64:48:010241:37, и установлено разрешенное использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 20 января 2010 года Блинниковым А.Н. было подано заявление в комитет по земельным ресурсам, в котором он просил предоставить право аренды сроком на 49 лет на выше указанный земельный участок с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с дальнейшим заключением договора, к данному заявлению были приложены все необходимые документы.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 июля 2010 года N 1704 Блинникову А.Н. было отказано в предоставлении указанного земельного участка на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, в нарушение ст.30 Градостроительного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: зоне зеленых насаждений общего пользования и зоне предприятий городского транспорта, магистральных улиц, дорог и объектов коммунального хозяйства. Полагает, что такой отказ является незаконным, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Ссылается на решение Волжского районного суда г.Саратова от 01.04.2010 года, которым было установлено, что исходя из перечня документов, содержащихся в деле по испрашиваемому земельному участку, все необходимые документы были представлены.
Рассмотрев указанный спор, судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе представитель Блинникова А.Н. - Баженов С.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что в силу п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ принятое Комитетом по управлению имуществом Саратовской области решение о предварительном согласовании места размещения объекта является безусловным основанием для последующего принятия положительного решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что оно не подлежит отмене по следующим основаниям.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.06.2009 года N Т-1619р был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства Блинникову А.Н., которым было предварительно согласовано место размещения объекта, необходимого для ремонта устройств транспорта на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г.Саратов, "адрес" площадью 297 кв.м. в границах, указанных в прилагаемом к распоряжению проекте границ земельного участка. На части земельного участка, расположенной в пределах границ красных линий ул. "адрес", запрещено размещение объектов капитального строительства. Пунктом 3 распоряжения на истца возложена обязанность обеспечить постановку участка на государственный кадастровый учет (л.д.21).
Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 64:48:010241:37 с указанием разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (л.д.18-20).
Постановлением от 14 июля 2010 год N 1704 администрацией муниципального образования "Город Саратов" Блинникову А.Н. было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка кадастровый номер 64:48:010241:37, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. "адрес", площадью 297 кв.м., для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания по тем основаниям, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования; в нарушении положений ст.30 Градостроительного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне зеленых насаждений общего пользования (Р2) и зоне предприятий городского транспорта, магистральных улиц, дорог и объектов коммунального хозяйства (ИТ-1) (л.д.9).
В соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий и иные виды территориальных зон.
В соответствии с п.41.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (с изменениями и дополнениями от 27.04.2010 года) в результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны, в том числе, зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунального хозяйства (ИТ-1), а также земли публичного использования (территории общего пользования, ОП).
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Как следует из карты градостроительного зонирования в редакции Решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 года N 50-595, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-1 (зоне предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунальных хозяйств) и на землях публичного использования (л.д.97).
В соответствии с п.13.6 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" на территориях общего пользования размещение стационарных объектов не допускается.
Доводы искового заявления о том, что решением Волжского районного суда г.Саратова от 01 апреля 2010 года было признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявления истца от 20.01.2010 года о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для строительства для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не могут быть приняты во внимание, поскольку этот акт не является преюдициальными для данного дела в связи с тем, что этим решениям не был разрешен вопрос о правах истца на испрашиваемый земельный участок и касался вопроса, связанного с бездействием администрации на стадии формирования земельного участка, но не стадии предоставления такого участка.
В соответствии со ст.36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента, определяющего правовой режим земельных участков и использующего в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Исходя из правого анализа действующего законодательства, судебная коллегия полагает, что предоставление земельного участка, расположенного на землях общего пользования, для возведения на таком земельном участке объектов капитального строительства невозможно, поскольку правовой режим таких земель предполагает использование и нахождение на них без каких-либо ограничений и разрешений неограниченного круга лиц. При этом, предоставление в аренду для строительства земель общего пользования невозможно и потому, что повлечет для арендатора возможность приобретения в собственность этого земельного участка, что запрещено законодателем в силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, законом запрещено формирование земельного участка, находящегося на землях различных территориальных зон.
Между тем, испрашиваемый земельный участок был сформирован из двух территориальных зон: зоны предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунальных хозяйств и земель общего пользования, имеющих специальный правовой режим (п.4 ст.30, ст.36 Градостроительного кодекса РФ, п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого истцом постановления администрации муниципального образования "Город Саратов", которым ему было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, являются правильными, поскольку данным ненормативным актом не затронуты законные права и интересы Блинникова А.Н.
Доводы кассационной жалобы на то, что поскольку в силу п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для предоставления земельного участка в аренду для строительства, то данное обстоятельство является безусловным основанием для положительного решения вопроса, не могут быть приняты во внимание. Как установлено пунктом 8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет. Однако данная норма регламентирует порядок прохождения процедуры формирования земельного участка, в связи с чем принятие такого решения не является безусловным основанием при принятии решения компетентным органом вопроса о принятии земельного участка для строительства в аренду и не влияет на обязанность этого органа в обязательном порядке, даже при отсутствии правовых оснований, принять положительное решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Не состоятельны доводы кассационной жалобы на то, что на момент формирования земельного участка и вынесения Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области не действовали нормативные акты, в частности, Решение Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", поскольку данное утверждение истца основано на ошибочном толковании закона и фактических обстоятельствах дела, учитывая, что указанный нормативный акт действовал на момент принятия решения о предоставлении земельного участка, а запрет на формирование земельного участка в двух территориальных зонах и невозможность строительства объектов капитального строительства на землях общего пользования предусмотрена как Градостроительным кодексом РФ (ст.ст.11,12,36,30) так и Земельным Кодексом РФ.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда отвечает принципам законности и обоснованности.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г.Саратова от 22 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.