Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Рябихина О.Е., Кривошеевой Н.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судаковой М.С. к Вовк О.Б. о понуждении к заключению и регистрации договора купли-продажи квартиры, встречному иску Вовк О.Б. к Судаковой М.С., Алексееву Д.С. о признании недействительным предварительного договора купли-продажи квартиры,
по кассационной жалобе Вовк О.Б. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 апреля 2011 года, которым исковые требования СудаковойМ.С. удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований Вовк О.Б. отказано.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения Судаковой М.С. и ее представителя Лисовой В.Л., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Судакова М.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к Вовк О.Б. о понуждении её к заключению договора купли-продажи квартиры ***, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что в период брака Вовк О.Б. и Алексеев Д.С. на полученные по кредитному договору средства купили квартиру ***. Квартира была обременена залогом в пользу кредитора. Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 16 декабря 2010 года долг по обязательству, обеспеченному залогом квартиры, был разделён между Вовк О.Б. и Алексеевым Д.С. в равных долях по 304259 рублей 11 копеек. В связи с прекращением семейных отношений и невозможностью совместного проживания в квартире Вовк О.Б. и Алексеев Д.С. решили продать квартиру, досрочно выплатить долг. 27 декабря 2010 года истец с одной стороны и Вовк О.Б., Алексеев Д.С. с другой стороны заключили предварительный договор купли-продажи квартиры. В виде задатка она передала Вовк О.Б. и Алексееву Д.С. 616 846 рублей 71 копейку в равных долях по 308423 рубля 50 копеек каждому, что отражено в пункте 3.2 предварительного договора купли-продажи квартиры. 11 января 2011 года Алексеев Д.С. от собственного имени внёс собственные денежные средства в счёт оплаты долга, Вовк О.Б. отказалась оплачивать долг. Срок заключения основного договора стороны определили до 20 февраля 2011 года. До истечения срока заключения основного договора ответчику были направлены письмо и телеграмма с предложением явиться для заключения основного договора в регистрационную палату. От заключения основного договора купли-продажи Вовк О.Б. уклоняется.
Вовк О.Б. с исковыми требованиями не согласилась, предъявила встречный иск к Судаковой М.С., АлексеевуД.С., просила признать предварительный договор купли-продажи квартиры недействительным, в обоснование иска указала следующее.
15 апреля 2010 года был прекращён брак между нею и Алексеевым Д.С. После расторжения брака АлексеевД.С. требовал под угрозой физической расправы передать ему долю в праве собственности на квартиру. В декабре 2010 года около дома N *** по улице *** в г. *** Саратовской области, в котором она проживает, двое неизвестных молодых людей грубо требовали от неё передать бывшему супругу долю в праве собственности на квартиру, угрожали в случае отказа разбить машину, причинить вред здоровью. Угрозы она воспринимала реально, опасалась за свою жизнь и здоровье, поэтому 27 декабря 2010 года подписала предварительный договор купли-продажи квартиры под влиянием постоянных угроз и давления со стороны Алексеева Д.С. Денег в качестве задатка Судакова М.С. ей не передавала. СудаковаМ.С. - сожительница Алексеева Д.С., поэтому ей известны обстоятельства заключения предварительного договора. Цена квартиры не соответствует её действительной стоимости. Квартира была куплена 13 августа 2009 года за 900000 рублей.
Рассмотрев возникший спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от 29 апреля 2011 года удовлетворил исковые требования Судаковой М.С., возложил на Вовк О.Б. обязанность заключить договор купли-продажи квартиры *** на условиях предварительного договора, заключенного 27 декабря 2010 года, взыскал с Вовк О.Б. в пользу Судаковой М.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, в удовлетворении встречных требований Вовк О.Б. к СудаковойМ.С. о признании недействительным предварительного договора купли-продажи отказал.
С постановленным решением Вовк О.Б. не согласилась, в кассационной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что предварительный договор купли-продажи квартиры заключила с сожительницей своего бывшего мужа под угрозами физической расправы и психического давления. В качестве доказательств совершения угроз со стороны бывшего мужа в судебном заседании были допрошены свидетели, а также исследовались письменные доказательства - объяснения, полученные в результате проверки ее заявления в прокуратуру по поводу угроз, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствие вступившего в законную силу приговора суда по данному факту не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Денег по предварительному договору купли-продажи она не получала, уведомления о заключении основанного договора купли-продажи на основании дополнительного направлялись Судаковой М.С. в село *** на адрес тети, где Вовк О.Б. не проживает, и куда только приезжает редко в гости, о чем Судаковой М.С. было известно. При таких обстоятельствах обязательства, предусмотренные предварительным договором, должны быть прекращены.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Судакова М.С. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым его отменить и принять по делу новое решение по следующим основаниям.
Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Вовк О.Б. и АлексеевД.С. в период с 23 января 2009 года по 15 апреля 2010 года состояли в зарегистрированном браке.
Вовк О.Б. и Алексееву Д.С. на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи от 13 августа 2009 года принадлежит квартира *** (л.д. 6).
27.12.2010 года между Вовк О.Б., Алексеевым Д.С. с одной стороны и Судаковой М.С. с другой стороны был заключен предварительный договор купли-продажи указанной квартиры (л.д. 27), по условиям которого стороны договорились заключить основной договор купли-продажи в срок не позднее 20 февраля 2011 года, пришли к соглашению о цене квартиры в сумме 617000 рублей. Согласно пункту 3.2 договора для обеспечения действительного требования "Покупателя" (Судаковой М.С.) по приобретению у "Продавца (Вовк О.Б. и Алексеева Д.С.) данной квартиры - "Продавец" получает от "Покупателя" задаток в сумме 616846 рублей 71 копейка.
Кроме того, из материалов дела следует, что Алексеев Д.С. и Судакова М.С. проживают совместно гражданским браком, что Судаковой М.С. не оспаривается и подтверждается объяснениям Алексеева Д.С. от 16 февраля 2011 года (л.д. 75).
Согласно указанным объяснениям Алексеева Д.С. от 16 февраля 2011 года (данным старшему УУМ 2 ОМ УВД по Балаковскому муниципальному району) Судакова М.С. отдала ему в исполнение условий предварительного договора деньги в сумме 620000 рублей, которыми он погасил задолженность по ипотеке перед банком.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, согласно протоколу судебного заседания от 28 апреля 2011 года (л.д. 84), Алексеев Д.С. пояснил, что от Судаковой М.С. Вовк О.Б. и он получили по 308000 рублей. С помощью полученных им денежных средств и заемных средств в сумме 320000 рублей он погасил задолженность по ипотеке перед банком.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных во встречном иске требований, обоснованными тем, что представленные Вовк О.Б. доказательства достоверно не подтверждают заключение оспариваемого предварительного договора под влиянием насилия (угрозы).
В силу п. 1 ст. 179 ГПК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно показаниям Вовк О.Б. в суде первой инстанции, предварительный договор она подписала под влиянием угроз, другого жилья она не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Вовк О.Б. на имя прокурора г. Балаково от 07.02.2011 года (л.д. 77), в котором она указывает, что заключила предварительный договор купли-продажи квартиры под влиянием угроз со стороны Алексеева Д.С. и выступавших от его имени неизвестных людей.
Факт наличия угроз в адрес Вовк О.Б. и понуждение ее к продаже спорной квартиры подтвердил опрошенный в суде первой инстанции свидетель К***.
Кроме того, указанный факт подтверждается письменными объяснениями К***, Т***, данными в ходе проверки заявления Вовк О.Б. (л.д. 73, 74).
В ходе проверки заявления Вовк О.Б. старшим УУМ 2 ОМ УВД по Балаковскому муниципальному району З*** было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 февраля 2011 года, при этом согласно данному постановлению, в действиях Алексеева Д.С. и неизвестных лиц, которые в декабре 2010 года возле дома *** по ул. *** угрожали физической расправой, отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ, так как угрозы были высказаны только словесно, никаких действий, угрожающих жизни и здоровью ВовкО.Б. оказано не было. Из изложенного следует, что при проведении проверки заявления Вовк О.Б. был установлен факт наличия угроз в ее адрес и понуждение ее к продаже спорной квартиры. Указанное постановление Алексеевым Д.С. не обжаловано.
Исследовав и оценив указанные доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 55, 61, 67, 71 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Вовк О.Б. при заключении и подписании предварительного договора купли-продажи квартиры действовала под влиянием угроз, выраженное ею волеизъявление на продаже квартиры не соответствовало её действительной воле, в связи с чем данный предварительный договор купли-продажи квартиры подлежит признанию недействительным.
Признание предварительного договора купли-продажи недействительным исключает удовлетворение заявленных Судаковой М.С. к Вовк О.Б. требований о понуждении её к заключению договора купли-продажи спорной квартиры.
В силу изложенного, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных во встречном иске Вовк О.Б. требований и отказом в удовлетворении заявленных требований Судаковой М.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 апреля 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым Судаковой М.С. в удовлетворении заявленных требований к Вовк О.Б. о понуждении к заключению и регистрации договора купли-продажи квартиры *** отказать.
Встречный иск Вовк О.Б. удовлетворить. Признать недействительным предварительный договор купли-продажи квартиры *** от 27 декабря 2010 года, заключенный между Судаковой М.С. с одной стороны и Вовк О.Б., Алексеевым Д.С. с другой стороны.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.