Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Захарова В.Н.
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 октября 2011 года, которым постановлено:
признать Журавлева А.В. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр);
обязать Министерство социального развития Саратовской области включить данные Журавлева А.В. в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки в соответствие с Федеральным Законом N 2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с указанием полученной эффективной дозы облучения свыше 25 бэр (сЗв).
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Журавлева А.В., полагавшего решение суда законным, объяснения представителя Управления социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области - Дворянкиной М.А. (доверенность от 11.01.2012 г.), исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлев А.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что родился и проживал в "адрес" с 01.09.1958 г. по 1961 г., с 1962 г. по 1975 г. проживал в "адрес", бывшей Казахской ССР. Территории указанных районов непосредственно граничили с Семипалатинским ядерным испытательным полигоном, на котором в период с 1949 г. по 1989 г. Министерством обороны СССР проводились испытания ядерного оружия. Указывал, что ему было выдано удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее его статус пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, проживавшего в период с 1958 г. по 1975 г. в зонах повышенного радиационного риска. Федеральным государственным учреждением "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздравсоцразвития России по результатам цитогенетических исследований клеток его крови установлена эффективная доза облучения его организма в "данные изъяты". Он обращался с заявлением о выдаче удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, однако в выдаче удостоверения было отказано по причине непредставления документов, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5сЗв (бэр).
Считал, что ему на основании Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N 2-ФЗ от 10.01.2002 г. должны быть предоставлены льготы и компенсации, а также должно быть выдано удостоверение установленного образца.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что суд неверно оценил представленные доказательства. Указывает, что Журавлевым А.В. не было представлено доказательств, подтверждающих получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает судебное постановление подлежащим отмене.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N2-ФЗ от 10.01.2002 г. гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что Журавлев А.В. родился "дата" и с этого времени по декабрь 1961 г. проживал в "адрес", с 1962 г. по 04.07.1975 г. проживал в "адрес".
Удовлетворение исковых требований суд первой инстанции мотивировал тем, что хотя Журавлев А.В. проживал в населенных пунктах, которые не включены в Перечень населенных пунктов "адрес", подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р, однако, он представил доказательства причинно-следственной связи между фактом получения соответствующей дозы облучения и её получением oт проведения указанных ядерных испытаний. Такими доказательствами суд посчитал: заключение лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГУ Российский научный центр ренгенорадиологии Минздравсоцразввития России от 08.10.2010 г. подтверждено, что по результатам цитогенетических исследований клеток крови Журавлева А.В. (FISH - метод) установлена эффективная доза облучения его организма, которая составляет "данные изъяты". Данное заключение принято судом в качестве доказательства на том основании, что орган, уполномоченный выдавать официальные заключения относительно дозы облучения граждан в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2547-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 января 2010 г. N 5, до настоящего времени в установленном порядке не определён. Кроме того, районный суд указал, что по сообщению Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01.07.2011 г. доза облучения "данные изъяты" не сопоставима с суммарной дозой облучения от всех источников ионизирующего излучения на одного жителя Саратовской области с 1972 г. по настоящее время в 141,57 мЗв (14 бэр) и может быть связана с проживанием Журавлева А.В. на территории "адрес" с 1958 г. по 1975 г. Представленное истцом удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное ему "адрес" 18.01.1996 г., суд первой инстанции расценил как косвенное доказательство, подтверждающее причинную связь между наличием полученной им суммарной дозы радиации и испытаниями Семипалатинском ядерном полигоне, поскольку полученная им доза облучения превышает национальный дозовый предел радиационного воздействия.
Судебная коллегия не может согласиться в вышеуказанными выводами районного суда.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 960-О-П разъяснено, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г.N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Постановлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 января 2010 г. N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2547-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии с названными Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Установленные в результате адресного применения настоящих Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсации в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Положениями пунктов 3, 4, 5 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. N 540, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке. Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.
Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р был утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Перечень). Данным Перечнем населенные пункты, в которых проживал истец, не поименованы в числе населенных пунктов, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г, а также в числе населенных пунктов, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 с3в, но не более 25 с3в.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963г.г. в определённых населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.
Из материалов дела следует, что Журавлев А.В. не проживал в период с 1949 г. по 1963г. в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые включены в вышеуказанный Перечень.
Из заключения лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГУ Российский научный центр ренгенорадиологии Минздравсоцразввития России от 08.10.2010 г. и сообщения Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01.07.2011 г. - достоверно не следует, что Журавлев А.В. получил дозу обучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Более того, указанное обстоятельство не могло быть установлено судом, так как это требует специальных знаний об особенностях проведения этих испытаний, о характере радиоактивных выпадений и других данных (пп.2.1,3.1 Методических указаний), и устанавливается только в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2547-2010.
Представленное истцом удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное ему Жарминской администрацией Республики Казахстан 18.01.1996 г., не могло свидетельствовать о наличии права на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку указанное право определено в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанного удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции в нарушение положений ст.ст. 12, 56, 147, 148, 150 ГПК РФ не определял обстоятельство, имеющее значение для дела. А именно: получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., когда он проживал с 01.09.1958 г. по 04.07.1975 г. в населенных пунктах бывшей Казахской ССР.
На обсуждение лиц, участвующих в деле, данное обстоятельство суд не ставил, не определял, какой стороне надлежит доказывать данное обстоятельство, не предлагал представить доказательства данного обстоятельства (в том числе, ходатайствовать о назначении судебной экспертизы), несмотря на то, что от этого зависело правильное рассмотрение дела, соблюдение принципа состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).
Учитывая вышеуказанные нарушения, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.361, 362, 364 ГПК РФ (действовавшими до 1 января 2012 года), считает необходимым решение суда отменить. Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции - дело следует направить на новое рассмотрение, при котором следует устранить отмеченные недостатки, правильно определить значимые для дела обстоятельства, предложить сторонам представить доказательства в подтверждение своих доводов, после чего рассмотреть дело в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ, ст.ст. 360, 361 ГПК РФ (действовавшими до 1 января 2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 октября 2011 г., дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.