Приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 14 июля 1994 г. N 83
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе"
Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе.
2. Назначить Председателем Комиссии ГКАП России по рассмотрению дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.
3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России организовать работу в соответствии с утвержденным Положением.
4. Направить утвержденное Положение в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.
Председатель Комитета |
Л.А.Бочин |
Положение
о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе
(Утв. приказом ГКАП РФ от 14 июля 1994 г. N 83)
Настоящее положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" и определяет порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих товары и услуги (далее - рекламодатели).
Об особенностях рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг см. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"
I. Общие положения
1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГКАП России) осуществляет контроль за рекламной деятельностью банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей в части обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации.
1.2. Рассмотрение дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе (далее - нарушение требований к рекламной деятельности) осуществляют ГКАП России и его территориальные управления.
1.3. При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные управления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. N 915, иным законодательством Российской Федерации, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, утвержденными ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. N 53, настоящим Положением.
1.4. Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.
ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению. Вопрос о принятии дела к рассмотрению ГКАП России решается Председателем Комитета (его заместителем).
II. Порядок и сроки рассмотрения дел о нарушениях требований к рекламной деятельности
2.1. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности рассматриваются ГКАП России и его территориальными управлениями:
- по заявлению депутатов;
- по представлению федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов Российской Федерации (в сфере финансовых услуг, кроме банковских), федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (в сфере страховых услуг), а также Центрального банка Российской Федерации (в сфере банковских услуг);
- по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- по собственной инициативе;
- по представлению общественных объединений потребителей;
- по материалам прокуратуры, суда и арбитражного суда.
2.2. ГКАП России и его территориальные управления рассматривают дела по собственной инициативе при получении их должностными лицами лично, через средства массовой информации или иные технические средства от юридических и физических лиц информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности.
Дела рассматриваются по представлению в письменной произвольной форме с указанием информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности.
2.3. Основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения требований к рекламной деятельности является выявление фактов недобросовестной рекламы, а именно, несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:
- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года;
- указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально);
- указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска;
- не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
- не допускать сравнений между рекламируемыми и другими юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное сравнение невозможно подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудиторами;
- не обещать проведение работ, оказание услуг, предоставление товаров, если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы;
- указывать акционерным обществам в рекламе только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обыкновенным акциям.
2.4. Для рассмотрения дел по фактам нарушения требований к рекламной деятельности ГКАП России, его территориальные управления образуют соответствующие комиссии.
Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности, связанные с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках, рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
2.5. Представления или заявления лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с приложением информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности, рассматриваются заместителем Председателя ГКАП России (начальником территориального управления) в течение 10 рабочих дней с момента их поступления.
В случае, когда представленные документы содержат признаки нарушений требований к рекламной деятельности, Председатель комиссии выносит постановление о возбуждении производства по делу о нарушениях требований к рекламной деятельности, которым, в частности, утверждает персональный состав Комиссии (Приложение N 1).
В случае недостаточности данных, свидетельствующих о нарушениях требований к рекламной деятельности, Председателем комиссии может быть затребована дополнительная информация.
2.6. Возбудив производство по делу, Председатель Комиссии в десятидневный срок обеспечивает подготовку материалов к рассмотрению. При подготовке дела к рассмотрению Председатель комиссии или по его поручению члены комиссии:
проводят собеседование с заявителем, а также с рекламодателем, в отношении которого возбуждено дело о нарушении требований к рекламной деятельности, об обстоятельствах дела и затребуют необходимые письменные и вещественные доказательства;
затребуют письменное объяснение рекламодателя;
разрешают вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела иных заинтересованных лиц и экспертов;
совершают иные действия, обеспечивающие полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела по существу.
2.7. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности рассматриваются в месячный срок с момента получения всех запрошенных материалов.
О времени и месте рассмотрения дела извещаются рекламодатели и заявители (далее - стороны), эксперты и другие заинтересованные лица не позднее, чем за три дня до рассмотрения.
2.8. Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется Председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полные, объективные и всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и интересов сторон, устранение и предупреждение нарушений требований к рекламной деятельности.
На заседании заслушиваются стороны, представители сторон, представители предприятий и организаций, привлеченных к рассмотрению дела, специалисты ГКАП России (территориального управления), эксперты.
Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, задавать вопросы друг другу и комиссии, высказывать свои соображения по всем возникающим вопросам.
Ход заседания фиксируется в протоколе, который подписывается Председателем и членами комиссии.
2.9. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока) в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства, привлечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых, по мнению комиссии, обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
2.10. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном управлении, суде, арбитражном суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;
получения заключения специалиста органа государственного управления;
назначения экспертизы.
Об отложении дела и о приостановлении рассмотрения дела комиссия извещает всех лиц, привлеченных к участию в деле.
2.11. При наличии нарушений, перечисленных в п. 2.3 настоящего Положения, комиссия выносит решение по факту недобросовестной рекламы в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 2).
Решение выносится членами комиссии в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов.
При отсутствии оснований для вынесения решения о нарушении требований к рекламной деятельности соответствующий вывод комиссии фиксируется в протоколе.
Выводы комиссии доводятся до сведения сторон и лиц, привлеченных к участию в деле, немедленно по вынесении.
2.12. Решение комиссии направляется заинтересованным лицам, в том числе рекламодателю и органу, осуществившему лицензирование, в трехдневный срок со дня вынесения решения.
В таком же порядке копия решения направляется в территориальное управление в случае, если дело рассматривалось комиссией ГКАП России, для осуществления контроля за его исполнением.
Решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование, в недельный срок с момента их уведомления.
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и немедленно информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя.
2.13. В случае, если рекламодатель не снял рекламу с распространения или орган, осуществивший лицензирование рекламодателя, не рассмотрел вопрос о недобросовестной рекламе, Председатель ГКАП России (заместитель Председателя) или начальник территориального управления ГКАП России принимает решение о приостановлении действия выданной рекламодателю лицензии (Приложение N 3).
Решение в трехдневный срок направляется для исполнения рекламодателю и органу, осуществившему его лицензирование.
Действие лицензии восстанавливается по решению ГКАП России (территориального управления) после снятия рекламы с распространения.
III. Порядок направления представлений и обжалования решений ГКАП России и его территориальных управлений
3.1. В случае неоднократного (более 3 раз в течение 1 года) нарушения Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 Председатель ГКАП России (его заместитель) или начальник территориального управления направляют соответственно Центробанку России, Минфину России, Госкомимуществу России, Росстрахнадзору или их территориальным органам представление о досрочном аннулировании лицензии (Приложение N 4).
3.2. Решения ГКАП России и его территориальных управлений по фактам нарушения требований к рекламной деятельности могут быть обжалованы в установленном порядке в арбитражный суд.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 1994 г.
Регистрационный N 643
Приложение 1
Постановление
о возбуждении производства по делу по признакам нарушения требований к рекламной деятельности
от "_____"______________ 199_г._____________________________________
(место рассмотрения)
Председатель Комиссии ГКАП России (...территориального управления)
по рассмотрению дел о нарушениях требований к рекламной деятельности,
рассмотрев материалы, представленные ____________________________________
_________________________________________________________________________
(указание наименования органа, представившего материалы)
признал их достаточными для возбуждения производства по делу и на основа-
нии Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы" постановил:
1.Возбудить производство по делу о нарушении п.____ Указа Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от
недобросовестной рекламы"________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование рекламодателя, в отношении которого возбуждено производство
по делу).
2.Рекламодателю, в отношении которого возбуждено производство по де-
лу ______________________________________________________________________
(наименование)
- обеспечить явку представителя (с доверенностью на участие в
рассмотрении дела);
- представить в срок до ___________________ следующие документы и
материалы _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________________ (перечень документов и материалов)
3. Назначить рассмотрение дела _____________________________________
(дата, время, адрес)
4. В состав Комиссии включить : ____________________________________
____________________________________
____________________________________
Председатель Комиссии (подпись)
Приложение 2
Решение
"______"_______________199_г. _____________________________________
(место рассмотрения)
Комиссия ГКАП России (...территориального управления) в составе
____________________________ рассмотрела материалы производства по делу
от "____"_________199_г. N __ о нарушении п.__ Указа Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от
недобросовестной рекламы", возбужденного по представлению _______________
_________________________________________________________________________
(наименование органа)
в отношении _____________________________________________________________
(наименование рекламодателя)
в присутствии ___________________________________________________________
(Ф.И.О. представителей)
при участии _____________________________________________________________
(иные лица, привлеченные к участию в деле)
Комиссия установила: ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(объяснения рекламодателя,других лиц,заключения экспертов и т.д.)
Руководствуясь ____________________________________________________
(норма законодательства)
и в соответствии с пунктом ___ Положения о порядке рассмотрения дел о на-
рушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на
достоверную информацию при рекламе, утвержденным приказом ГКАП России от
14 июля 1994 г. N 83, Комиссия решила :
1. Обязать рекламодателя ___________________________________________
(наименование рекламодателя)
снять рекламу с распространения _________________________________________
(указать средства распространения)
и в трсхдневный срок информировать ГКАП России (территориальное управле-
ние ГКАП России) о снятии рекламы.
2. Органу, осуществившему лицензирование,___________________________
(указать наименование)
в недельный срок рассмотреть вопрос о недобросовестной рекламе, данной
_________________________________________________________________________
(наименование рекламодателя)
и информировать ГКАП России (территориальное управление ГКАП России) о
взятии этого вопроса под контроль.
В случае неисполнения данного решения рекламодателем в трсхдневный срок и (или) органом, осуществляющим лицензирование, в недельный срок ГКАП России (территориальное управление) приостанавливает действие лицензии.
Подписи:
Председатель Комиссии: _________________________________
Члены Комиссии: ________________________________________
Приложение 3
на бланке
Решение
о приостановлении действия лицензии на занятие
___________________________________________________________________
(вид деятельности)
от "_____" ________________199_ г._________________________________
(место вынесения)
ГКАП России (территориальное управление), руководствуясь пунктом 8
Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недоб-
росовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183, и в связи с неисполнением
решения Комиссии ГКАП России (...территориального управления) от
"___"__________199_ г. N___ _____________________________________________
(место рассмотрения)
по факту нарушения вышеназванного Указа Президента Российской Федерации
_________________________________________________________________________
(наименование рекламодателя или органа, осуществляющего лицензирование)
приостанавливает действие лицензии N ______ от "_____"___________199_ г.,
выданной _______________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
(Подпись Председателя Комиссии)
Приложение 4
на бланке
Представление
о досрочном аннулировании лицензии на занятие
___________________________________________________________________
(вид деятельности)
от "_____"___________199_ г. ______________________________________
(место выдачи)
ГКАП России (...территориальное управление),руководствуясь п.9 Указа
Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовест-
ной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 __________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование рекламодателя или органа, осуществляющего лицензирование)
предлагает ______________________________________________________________
(указать соответствующий орган)
досрочно аннулировать лицензию N ___ от "_____" __________ 199_ г., вы-
данную _________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
(Подпись Председателя Комиссии)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ГКАП РФ от 14 июля 1994 г. N 83 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 1994 г.
Регистрационный N 643
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Российские вести" от 11 августа 1994 г. N 149, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, ноябрь 1994 г. N 11
Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 настоящий приказ признан утратившим силу