Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Агеева А.В.,
судей Ощепкова Н.Г. и Домрачева И.Г.,
при секретаре Васильевой В.Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе Викол ФИО11,
на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от "29" марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Викола ФИО11 к Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу" об установлении процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и взыскании денежных средств отказать.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С.А. Викол обратился в суд с иском к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу" об установлении процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% с первого дня работы и взыскании невыплаченной указанной процентной надбавки за период с 28.07.2011г. по 29.02.2012 года. В обосновании указал, что проживает со дня рождения в районе Крайнего Севера - в г. Салехард Ямало-Ненецкого АО. С 28.07.2011 года находится в трудовых отношениях с ответчиком в должности "данные изъяты". В приказе о приеме на работу от 28 июля 2011 года процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера установлена не была. Полагает, что молодежь(лица до 30 лет) прожившей в районе Крайнего Севера не менее пяти лет, по состоянию на 31.12.2004 года, к которой он относиться, имеет право, при вступлении в трудовые отношения, на указанную надбавку в полном размере с первого дня работы в указанном районе Крайнего Севера.
В судебном заседание суда первой инстанции, истец Викол С.А., исковые требования поддержал.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика -Бунцев В.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, заявил о пропуске истцом без уважительной причины трехмесячного срока на обращение в суд.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен истец Викол С.А..
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда с вынесение нового решения об удовлетворении иска. В обосновании жалобы указано, что поскольку требования заявлены, по сути, о взыскании невыплаченной заработной платы работником с которым трудовые отношения не прекращены, то срок на обращение в суд не пропущен. Считает, что суд неверно применил нормы материального права, и, давая анализ законодательства, указывает, что имеет право на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% с первого дня работы у ответчика и после 01 января 2005 года, поскольку исполнил все требования ранее действующего законодательства.
Истец Викол С.А. и представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель истца Викол С.А. - Уткин И.Н., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда.
Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя Уткина И.Н., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из представленных в материалы дела доказательств судом апелляционной инстанции установлено, что местом рождения истца Викол С.А. 25.07.1987 года рождения, указан - г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа, с 15.12.1989 года он зарегистрирован по месту жительства в г. Салехард (л.д. 8-9, 21, 22).
Истец Викол С.А., впервые вступил в трудовые отношения и с 28.04.2011г. по 06.05.2011г. работал кассиром в дополнительном офисе "Бованенковский" ОАО "Газпромбанк", с 27.07.2011 года работает инженером мониторинга и прогнозирования у ответчика(л.д. 18).
Согласно выписки из приказа о приеме работника на работу, Викол С.А. с 27.07.2011 года принят на работу к ответчику( с учетом изменения наименования - федеральном казенном учреждении, финансируемом из средств федерального бюджета), на должность инженера мониторинга и прогнозирования, с тарифной ставкой (окладом) 5496 рублей, северной надбавкой - 0%, следующая северная надбавка 20% с 19.01.2012 года(л.д. 19).
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что истец, как лицо в возрасте до 30 лет, проживший в районе Крайнего Севера более пяти лет, вступивший в трудовые отношения после 01 января 2005 года, в силу действующего законодательства, не имеет права на установление процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% с первого дня работы у ответчика, независимо от того, что истец проживал в указанной местности более пяти лет, кроме этого истец без уважительной причины пропустил трехмесячный срок на обращение в суд, исчисляя его с 28 июля 2011 года.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ(ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Из ст. 317 ТК РФ(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 316 ТК РФ( в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Из ст. 10 Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации).
Ранее действующая редакция ст. 11 Закона Российской Федерации предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным Постановлением(пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР", - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством).
Как видно из материалов дела, Викол С.А.(лицо в возрасте до 30 лет), впервые вступил в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера, в период с 2011года(то есть после 1 января 2005 г.), с 28.07.2011 года работает у ответчика - учреждении, финансируемом из средств федерального бюджета, что в силу упомянутых норм влечет невозможность установления указанной процентной надбавки в размере 80 % с первого дня работы, даже с учетом того, что истец прожил в указанной местности более пяти лет.
Невозможность установления данной процентной надбавки с первого дня работы указанной категории лиц, к которым относиться и истец Викол С.А., содержится в разъяснениях "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).
При этом как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 433-О-О, в силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан; Восстановление выплаты процентной надбавки к заработной плате в ее прежнем (до 1 января 2005 года) размере и существовавший ранее порядок ее выплаты лицам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в учреждениях, финансируемых из средств федерального бюджета, является исключительной прерогативой федерального законодателя.
Суд первой инстанции исходя из представленных доказательств и оценив их с позиции ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ(ГПК РФ), руководствуясь упомянутыми нормами, обоснованно установил, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Викол С.А. не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном и субъективном толковании закона, не могут явиться основанием к отмене решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, выводы суда, изложенные в решении, мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе и безусловных, применительно к ч.4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Копия верна: Судья суда ЯНАО Ощепков Н.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.