Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Кандаковой Л.Ю., Дударёк Н.Г.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе председателя правления Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 июля 2011 г. по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Кемеровскому областному отделению Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Кемеровскому областному отделению Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ.
Требования мотивированы тем, что Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации "данные изъяты"" зарегистрировано Управлением юстиции Администрации Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. Постоянно действующим руководящим органом отделения информация о продолжении деятельности в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области не представлялась более четырех с половиной лет, а также не представлены отчеты по форме N ОНОООЗ за 2007, 2008, 2009, 2010 годы. В нарушение п. 3.2 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", абз. 3 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" обязанность по размещению в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности или отчета по форме N ОН000З за 2010 год Отделением в установленный срок и до настоящего времени не исполнена. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и п. 1.14 устава Отделения, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с Отделением: "адрес". Однако, почтовая корреспонденция (предупреждения N "данные изъяты" от 10.06.2009, N "данные изъяты" от 24.09.2009, N "данные изъяты" от 21.05.2010, N "данные изъяты" от 06.08.2010), направленная по указанному адресу, возвращена в Управление с отметками об отсутствии адресата. Факт невручения почтовой корреспонденции свидетельствует о том, что указанный адрес не используется в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с Отделением. Однако в нарушение п.п. "в" п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения изменений в учредительные документы организации и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением адреса постоянно действующего руководящего органа Отделения. В Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Отделения отсутствуют сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Однако, в нарушение п.п. "п" п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а также документы, необходимые для государственной регистрации изменений в сведениях Единого государственного реестра юридических лиц, в установленный законом трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены. Таким образом, организацией неоднократно нарушены требования ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях".
Факты непредставления Отделением вышеуказанных сведений и документов свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности Отделения.
Просят суд признать Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался повесткой направленной заказной корреспонденцией, однако повестка вернулась с отметкой об отсутствии по указанному адресу организации.
Представитель третьего лица в суд не явился.
О причинах неявки ответчик и третье лицо не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 19 июля 2011 г. постановлено:
Исковые требования Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области удовлетворить.
Признать Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе председатель правления Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" ФИО4 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение. Указывает, что ликвидация общественного объединения по указанному основанию возможна лишь в крайнем случае, при отсутствии иных средств для защиты прав и законных интересов других лиц, принудительное прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица применяется при наличии у органа юстиции достаточных оснований полагать, что общественное объединение фактически прекратило свою деятельность. О том, что ответчик осуществлял деятельность свидетельствует ежеквартальное предоставление отчетности и деклараций в налоговый орган, ежеквартальное предоставление расчетов в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд, ежемесячные расчеты с энергоснабжающей организацией, получение доходов от лиц за пользование имуществом, принадлежащим ответчику на праве собственности. Кроме того, на балансе ответчика имеется недвижимое имущество. В нарушение ст. 26 ФЗ "Об общественных объединениях" ответчику не дана возможность распорядиться имуществом, судом не принято решение об имуществе, являющемся собственностью ответчика. Кроме того, нарушение процессуального права выразилось в ненадлежащем уведомлении ответчика, что лишило его прав, предусмотренных ГПК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ФИО5 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика ФИО6, действующую на основании доверенности, просившую решение суда отменить и принять новое решение, представителя истца - ФИО7, действующую на основании доверенности, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрена и ст. 29 Федерального закона от 19,05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В силу п. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Деятельность общественной организации, которая в свою очередь является одной из организационно-правовых форм общественных объединений, регламентируется Федеральным законом N 82-ФЗ от 14.04.1995 г. "Об общественных объединениях".
Ликвидация общественного объединения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и статей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" зарегистрирована в Управлении юстиции Администрации Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о создании общественного объединения внесены в единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером "данные изъяты".
Согласно абзацам второму, третьему, четвертому, пятому части 1, части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, о продлении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трех дней с момента таких изменений.
Представленные истцом и исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" неоднократно нарушало требования закона. Так, постоянно действующим руководящим органом ответчика информация о продолжении деятельности не представлялась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области более четырех с половиной лет, а также не представлены отчеты по форме N "данные изъяты" за 2007, 2008, 2009, 2010 годы. Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением предупреждений.
Согласно пп. "в", "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к сведениям Единого государственного реестра юридических лиц относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь и сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и п. 1.14 устава Отделения, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с Отделением: "адрес".
Однако, почтовая корреспонденция (предупреждения N от 10.06.2009, N от 24.09.2009, N от 21.05.2010, N от 06.08.2010), направленная по указанному адресу, возвращена в Управление с отметками об отсутствии адресата.
Факт невручения почтовой корреспонденции свидетельствует о том, что указанный адрес ( "адрес") не используется в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с Отделением.
Однако, в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения изменений в учредительные документы организации и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением адреса постоянно действующего руководящего органа Отделения.
В Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Отделения также отсутствуют сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Однако, в нарушение пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а также документы, необходимые для государственной регистрации изменений в сведениях Единого государственного реестра юридических лиц, в установленный законом трехдневный срок и до настоящего времени, в Управление не представлены.
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абз. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно (до 15 апреля года следующего за отчетным) размещать в сети Интернет на Информационном Портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций сообщение о продолжении своей деятельности или отчета по форме N ОНОООЗ (в случае несоответствия организации п. 3.1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций".
Однако в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абз. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" обязанность по размещению в сети Интернет по размещению сообщения о продолжении своей деятельности или отчета по форме N "данные изъяты" за 2010 год Отделением в установленный срок и до настоящего времени не исполнена.
Таким образом, Организацией неоднократно нарушены требования ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, истец представил доказательства противоправного уклонения руководства общественного объединения от представления информации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа. Об этом свидетельствует не только непредставление соответствующей информации в 2007-2010 годах, но и оставление без ответа вынесенных 10.06.2009 г., 24.09.2009 г., 21.05.2010 г., 06.08.2010 г. предупреждений об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, представитель общественного объединения в суд не явился, в материалах дела отсутствуют какие-нибудь доказательства деятельности общественной организации в качестве юридического лица в указанный в исковом заявлении период, что свидетельствует о том, что общественная организация и фактически прекратила свою деятельность в качестве юридического лица. Довод ответчика о том, что им ежеквартально предоставлялась отчетность и декларации в налоговый орган, в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд, ежемесячно производились расчеты с энергоснабжающей организацией и получались доходы от третьих лиц за пользованием имуществом, принадлежащим ответчику, необоснован, поскольку доказательств осуществления организацией какой-либо деятельности в период, указанный в исковом заявлении, не представлено. Наличие на балансе у ответчика недвижимого имущества не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения, поскольку действующим законодательством не установлена обязанность суда выносить какие-либо суждения в отношении имущества, имеющегося у ликвидируемого юридического лица.
Довод ответчика о том, что он был ненадлежащим образом уведомлен, необоснован, так как, в соответствии с ч. 5 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Все необходимые сведения о юридических лицах в Российской Федерации включаются в государственный реестр в соответствии с правилами ст. 5 названного Закона. В реестре наряду с другими сведениями содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, возможность осуществления связи с организацией тесным образом связана с таким атрибутом юридического лица, как адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа. Прежде всего, это почтовый адрес, а также адрес факсимильной связи и электронной почты, которые и должны быть указаны в государственном реестре. Следовательно, судебное извещение может направляться по тем из названных адресов, которые обеспечивают фиксацию самого факта и времени вручения извещения адресату (ст. 115, 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 16-20) следует, что местом нахождения Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" является "адрес" Судебные извещения направлялись по данному адресу, однако были возвращены с отметкой об отсутствии ответчика по данному адресу.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось процессуальных препятствий к рассмотрению дела в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного по месту его нахождения.
Иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет.
При этом, все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильную по существу правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а поданная истцом жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.
Учитывая изложенное, суд считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 июля 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Л.Ю. Кандакова
Н.Г. Дударек
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.