Решение Кемеровского областного суда по делу N 3-11/11
(Извлечение)
Кемеровский областной суд в составе судьи Кемеровского областного суда Краевой Л.В.
при секретаре Паньшиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 16 февраля 2011г.
гражданское дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 года N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах",
УСТАНОВИЛ:
24 сентября 2010 года Коллегией Администрации Кемеровской области было принято постановление N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах". Постановление опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 28.09.2010 года.
Указанным постановлением разрешен вопрос о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) и установлены случаи, исключающие предоставление земельных участков исключительно на торгах.
Пункт 1 оспариваемого постановления изложен в следующей редакции:
1. Установить, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово (далее - земельные участки) для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), кроме случаев:
1) предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения, а именно:
объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;
объектов использования атомной энергии;
объектов обороны и безопасности;
объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
объектов, обеспечивающих статус и защиту государственной границы Российской Федерации;
линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
2) предоставления земельных участков для строительства государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;
3) предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Кемеровской области или средств местного бюджета на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;
4) предоставления земельных участков для строительства объектов добывающей и обрабатывающей промышленности;
5) предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства;
6) иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области.
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления Коллегии Администрации Кемеровской области противоречащим нормам федерального законодательства, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления судебного решения в законную силу.
Указывает, что Постановление противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 30, 30.1, 30.2).
Постановлением установлено императивное правило, согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах, кроме случаев, предусмотренных пп.1-6 п.1 Постановления. Однако, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Таким образом, оспариваемым нормативно-правовым актом Коллегии Администрации Кемеровской области фактически исключается процедура предоставления земельных участков в собственность с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов, из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства, с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов, что также подтверждается п.2 данного Постановления; нарушается право заинтересованных лиц на предоставление им земельных участков без проведения торгов по их продаже или на предоставление права аренды земельных участков.
Указывает, что земельным кодексом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится. Во всех остальных случаях предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Также ссылается на то, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено отнесение к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации установление возможности исключения процедуры предварительного согласования мест размещения объектов для строительства по своему усмотрению.
Кроме того, в нарушение п. 11 ст. 30 ЗК РФ, согласно которому предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта, т.е. исключительно на торгах, пп.5 п.1 Постановления устанавливает правило - предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться и без проведения торгов.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области Кемеровской области Зотова Г.Г. поддержала заявленные требования.
Представитель Губернатора Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области Топоривская Т.А., представители Коллегии Администрации Кемеровской области Лазовская Н.С., Костарева И.В., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявления прокурора. Ссылались на то, что в соответствии с положениями ст. 9 Земельного кодекса РФ вопрос об определении порядка распоряжения земельными участками, за исключением земельных участков, находящихся в федеральной собственности, действующим законодательством не отнесен к полномочиям Российской Федерации, а входит в сферу ведения субъектов Российской Федерации.
В соотвествии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 04.07.2002г. N49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" и Законом Кемеровской области от 27.04.2007 г. N 44-ОЗ "Об установлении полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области по утверждению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области- города Кемерово" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями по управлению, распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Кемеровской области, по утверждению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Кемерово.
Оспариваемое постановление принято во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15.07.2010года и других актов Правительства РФ и не противоречит нормам Земельного кодекса РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора прокуратуры Кемеровской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суду предоставлено право рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании норомативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п.1ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган, или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Согласно п. "в" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьи 30- 31 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред.от 29.10.2010) регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием места размещения объекта и без него.
Согласно п.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 настоящего Кодекса.
В соответствии п.п.1.1 п.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соотвествии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Проанализировав текст оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит, что он противоречит нормам федерального законодательства в нем не был установлен конкретный перечень случаев предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности исключительно на торгах, что противоречит положениям п.п.1.1 п.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Законодательным органом фактически был определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности исключительно на торгах, за исключением определенных случаев, которые уже определены федеральным законодательством, что противоречит положениям ст. 30-32 Земельного кодекса РФ.
Из подпункта 5 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться и без проведения торгов, что противоречит положениям п.11 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно указанной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, т.е. исключительно на торгах. Из этого следует, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта, т.е. исключительно на торгах.
Пункты 2 и 3 оспариваемого нормативного правового акта неразрывно связаны с положениями п.1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 года N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" и затрагивают порядок и процедуру земельных участков, что не входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ, поскольку эта процедура установлена на федеральном уровне.
Пунктами 2 и 3 оспариваемого постановления фактически исключена возможность использования заинтересованными лицами права на предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и ограничивает права заинтересованных лиц на предоставление им земельных участков по указанной процедуре, что противоречит положениям ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ и свидетельствует о превышением полномочий органом исполнительной власти субъекта РФ при принятии указанного нормативного правового акта.
Проверяя содержание нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что оно является неопределенным
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В связи с тем, что пункт 1 оспариваемого нормативного правового акта не содержит четкого перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соотвествии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, поэтому содержание акта является неопределенным.
Довод Коллегии Администрации Кемеровской области о том, что заявление прокурора не соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ, т.к. в нем не указано какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его частью не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на прокурора такую обязанность.
Оспариваемый нормативный правовой акт применяется на территории Кемеровской области, поэтому его следует признать недействующим со дня вступления решения в силу.
В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Согласно п.2 Постановления от 10 июня 2008г. N 218 Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.06. 2009г и N 265 и от 05.08.2009 г. N 342) официальными источниками опубликования актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области являются массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" электронный адрес: www.zakon.kemobl.ru в сети Интернет и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 28.09.2010г (л.д. 26), поэтому решение суда после вступления в силу подлежит публикации на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 года N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления решения суда в законную силу.
После вступления решения в законную силу оно подлежит публикации на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 22 февраля 2011г.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Решение вступило в законную силу 27 апреля 2011г.
Судья Кемеровского
областного суда Л.В. Краева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.