Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 17 октября 1996 г. N 04-01-10
Департамент налоговых реформ рассмотрел письмо Архангельского рыбообрабатывающего комбината о начислении штрафных санкций и пени на сумму задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, уплаченной комбинатом в установленные сроки и списанной с его расчетного счета, но не перечисленной банком на соответствующие счета в бюджет, и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой налога либо его отменой.
Суммы налоговых платежей, списанные со счета плательщика и не поступившие в бюджет по причине отсутствия средств на корреспондентских счетах в банке, считаются недоимкой, а налогоплательщик - недоимщиком до поступления этих средств в бюджет.
Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" за несвоевременное погашение задолженности по платежам в бюджет налоговый орган взыскивает с налогоплательщика-недоимщика штрафные санкции и пеню.
В настоящее время Государственная налоговая служба Российской Федерации в своей деятельности по взысканию с налогоплательщиков задолженности по налоговым и приравненным к ним платежам перед бюджетом руководствуется Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов", в котором указывается, что обязанность налогоплательщика перед бюджетом считается исполненной при поступлении налогов в бюджет, в противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с недоимщика в полном объеме.
В то же время, по разъяснению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться ответственность, установленная подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В случае, если налог фактически в бюджет не поступил в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения поручения налогоплательщика), ответственность за задержку исполнения несет банк в соответствии со статьей 15 упомянутого выше Закона.
Начальник Департамента
налоговых реформ |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 17 октября 1996 г. N 04-01-10
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями