Письмо Госналогслужбы РФ от 6 октября 1994 г. N 03-3-10
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на доходы физических лиц (подоходного налога) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
См. справку
Управление налогообложения физических лиц на Ваши вопросы о налогообложении доходов иностранных граждан и российских граждан, командированных за границу, сообщает следующее.
1. Налогообложение российских граждан на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных разделами V и VI Закона.
Согласно статьи 5 названного Закона, в случае если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Поэтому налогообложение граждан Российской Федерации, выезжающих для занятия преподавательской деятельностью в страны, с которыми есть договор об избежании двойного налогообложения (из перечисленных в Вашем письме государств - это США, Испания, Канада, Дания, Испания, Германия, Франция, Финляндия и Япония) осуществляется с учетом статьи 5 названного Закона. Для физических лиц, которые выезжают в страны, с которыми нет договора об избежании двойного налогообложения (в Вашем примере это Македония, ЮАР, Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия и Украина), налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.
Командирование российских граждан за границу должно осуществляться в порядке, предусмотренном правилами "Об условиях труда советских работников за границей", утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25.12.1974 N 365 и с учетом постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.12.93 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств".
При этом следует иметь в виду, что в случае если предприятие направило работника в командировку (как внутри страны, так и за ее пределы) для выполнения служебного поручения и оформило это в порядке, предусмотренном законодательством, а оплату поездки произвело другое предприятие, то в налогооблагаемый доход гражданина не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расход на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту.
В случае, если гражданин направляется в поездку организацией, с которой он в трудовых отношениях не состоит и, следовательно, не находится в административном подчинении у руководителя этой организации, то указанная поездка командировкой не является, а оплата стоимости поездки является компенсацией расходов гражданина, если эта выплата оговорена в договоре на выполнение работ. При отсутствии договора на выполнение работ между организациями, стоимость поездки оплаченной организацией, следует рассматривать как личный доход гражданина, подлежащий налогообложению на общих основаниях.
2. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Статьей 12 действующего в настоящее время "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" от 22 мая 1992 года не предусмотрены льготы по налогообложению физическим лицам, занимающимся восстановлением памятников. Граждане Польши, проживающие на территории России свыше 183 дней, подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном статьями 14 - 16 названного Закона. При этом, польские граждане должны подать декларацию о всех своих доходах, полученных как на территории Польши, так и на территории России.
В соответствии со статьей 1 названного Закона физическим лицам может быть произведен зачет уплаченных налогов на территории Польши при условии предоставления ими заключения об уплате налога за пределами Российской Федерации, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства.
3. Граждане Швеции, проживающие в Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Королевства Швеции об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 13 октября 1981 года, пользуются льготами по подоходному налогу, но не в отношении подотчетных сумм и сумм, полученных на представительские расходы.
Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет регулируется правилами ведения кассовых операций. В настоящее время на территории России действует Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40. Пунктом 11 названного Порядка предусмотрено, что предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и сроки, определяемые руководителями предприятий.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней после установленного срока, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Если при проведении проверки предприятия установлено, что подотчетные суммы числятся за получившими их лицами длительное время, в том числе по истечении трех дней после установленного срока, рекомендуется провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица, и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчетного лица.
При установлении фактов списания со счета 71 задолженности подотчетных лиц без представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, подотчетные суммы, необоснованно списанные с лиц без удержания из заработной платы (доходов), на основании статей 2 и 7 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход этих лиц того календарного года, в котором суммы были списаны.
Предприятия, не удержавшие с указанных сумм подоходный налог привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 21 названного Закона.
Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России от 06.10.92 N 94 к представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах установленных норм при наличии оправдательных первичных документов, в которых должна быть указана дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов.
Заместитель начальника Управления
государственный советник
налоговой службы 3 ранга |
А.П.Комардина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 6 октября 1994 г. N 03-3-10
Текст письма официально опубликован не был