См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
В связи с возникшими вопросами и в целях обеспечения единообразного и правильного применения ст. 52, 92, 118-1 и 163 Устава железных дорог Союза ССР при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном урегулировании Государственный арбитраж СССР предлагает руководствоваться следующими указаниями:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена неточность. Настоящие указания разъясняют порядок применения статей 50, 92, 118-1 и 163 УЖД СССР
1. Уставом железных дорог Союза ССР (ст. 50) установлено, что за задержку свыше 15 мин. по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку против сроков, предусмотренных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов, железная дорога уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф.
При подаче вагонов по уведомлению указанный штраф подлежит взысканию по истечении указанного в 24 и 55 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей времени на подачу вагонов после уведомления и задержке подачи свыше 15 мин.
В соответствии со ст. 58 Устава железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе в день прибытия и, во всяком случае, не позднее 12 час. следующего дня. Следовательно, если вагоны подаются по расписанию или через установленные интервалы времени, штраф за задержку подачи вагонов под выгрузку подлежит взысканию за те вагоны, которые прибыли на станцию назначения и не были поданы дорогой в количестве, предусмотренном договором на очередную нитку расписания или через установленный интервал или задержаны подачей свыше 15 мин. Штраф за неподачу порожних вагонов подлежит взысканию только за неподанные вагоны в пределах установленного размера погрузки на каждый день.
2. В ст. 92 Устава железных дорог установлена ответственность железной дороги за задержку свыше 15 мин. по ее вине уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях, когда подача и уборка вагонов производится локомотивом железной дороги или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей. Установленный этой статьей штраф начисляется за все время задержки с момента истечения срока на уборку вагонов или приема вагонов с подъездного пути, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов. Следовательно, в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути или на подачу и уборку вагонов (независимо от того, кому: железной дороге или предприятию, учреждению, организации принадлежит подъездной путь), стороны обязаны устанавливать сроки уборки вагонов. Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки, приемосдаточных путей устанавливаются на основании технологии организации работы магистральной железнодорожной станции примыкания и подъездного пути.
Если технологией организации работы такие сроки не определены, то они должны быть предусмотрены сторонами в договоре с учетом работы станции примыкания и подъездного пути. В тех случаях, когда сторонами не достигнуто соглашение по этим вопросам и спор передан на решение арбитража, каждая из сторон согласно Правилам рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами должна обосновать предложенные ими сроки уборки вагонов. При отсутствии в действующем договоре сроков уборки вагонов соответствующие изменения в договоре могут быть внесены по инициативе государственного арбитража.
При решении спора по срокам уборки вагонов арбитражу следует исходить из того, что эти сроки должны быть направлены на ускорение оборота вагонов и улучшение использования технических средств на подъездном пути.
Арбитраж вправе обязать стороны уточнить эти сроки, а при необходимости назначить экспертизу и с учетом всех представленных материалов устанавливать сроки уборки вагонов.
При заключении договоров между владельцем подъездного пути и контрагентом на подачу и уборку вагонов стороны вправе включить условия, устанавливающие сроки уборки вагонов и ответственность за их нарушение применительно к ответственности, предусмотренной в ст. 92 Устава железных дорог.
3. При разрешении споров, связанных со взысканием штрафа, указанного в ст. 118-1 Устава железных дорог, следует иметь в виду, что согласно этой статье при перегрузке грузов из судна непосредственно в вагон железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении.
Количество тонн груза, неперегруженного из судна в течение данных суток определяется путем умножения соответствующей статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов. Количество вагонов, ежесуточно подаваемых дорогой для разгрузки судна, должно согласовываться портом и железной дорогой в размерах, обеспечивающих выгрузку из судна грузов в сроки, обычно принятые в порту на основании норм обработки судов, устанавливаемых Минморфлотом. Если дорога в какие-то сутки не подаст согласованное количество вагонов, она должна уплатить порту (пристани) штраф в размере, указанном в ст. 118-1 Устава железных дорог, за каждую тонну фактически не перегруженного в эти сутки груза.
При применении указанной статьи необходимо также иметь в виду, что предусмотренная в ней ответственность наступает при простое судов, вызванном неподачей вагонов под перегрузку грузов из судна непосредственно в вагон, в том числе и импортных, прибывших в советские порты из-за границы.
О разрешении споров, возникающих при заключении узловых соглашений, см. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 11 июня 1976 г. N И-1-17
4. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям или арендованных ими, железная дорога в соответствии со ст. 163 Устава уплачивает штраф в размере 50 руб. за вагон и 25 руб. за контейнер в сутки.
При предъявлении предприятием, организацией, учреждением претензий к железной дороге о взыскании штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих этим предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, а при отклонении дорогой претензии - иска в арбитраж, владелец или арендатор вагона и контейнера должен представить соответствующие документы, свидетельствующие о имевшем место самовольном занятии дорогой вагонов и контейнеров, и расчет штрафа.
Доказательствами самовольного занятия вагонов и контейнеров,как это предусмотрено § 9 Правил предъявления и рассмотрения претензий, могут быть железнодорожная накладная, подтверждающая, что вагон или контейнер самовольно был занят дорогой для перевозки грузов других отправителей, акт общей формы, в котором зафиксирован факт занятия дорогой таких вагонов, иные доказательства, в частности, переписка с железной дорогой в связи с направлением ей заявления о розыске груза и др.
Штраф подлежит взысканию с дороги за фактическое время самовольного занятия дорогой вагонов и контейнеров.
При рассмотрении арбитражем исков о взыскании штрафа за самовольное занятие вагонов и контейнеров арбитражи должны исходить из того, что перевозка порожних вагонов и контейнеров оформляется грузоотправителем накладной как груз или как груз на колесах. Дорога в соответствии со ст. 148 Устава несет за их сохранность ответственность с момента принятия вагонов и контейнеров к перевозке и до выдачи грузополучателю.
Поэтому при рассмотрении госарбитражем иска о взыскании штрафа, указанного в ст. 163 Устава, железная дорога должна представить доказательства, что самовольное занятие вагонов и контейнеров не имело места.
Если при рассмотрении спора о взыскании штрафа за просрочку в доставке отгруженных как груз или как груз на колесах вагонов и контейнеров арбитраж установит, что фактически имело место самовольное занятие дорогой этих вагонов и контейнеров, арбитру следует по своей инициативе возбудить дело о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 163 Устава.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивные указания Госарбитража СССР от 18 июня 1982 г. N И-1-2 "О применении статей 50, 92, 118-1 и 163 Устава железных дорог Союза ССР"
Текст инструктивных указаний опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983 г., N 2, в Систематизированном сборнике инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете министров СССР, М., 1987